СТОЛИЧНЫЙ ПОЕЗД – В ТУПИКЕ

И это, кстати, далеко не метафора. Информация нынешнего понедельника: киевская городская электричка, необходимое средство передвижения – на грани остановки. Из-за долгов государственной администрации перед Юго-Западной железной дорогой. Но в принципе, и так, до того, как ветка «ляжет» окончательно, ее дела плохи. На маршрут выходят пять электропоездов из двенадцати. Это – проблема местной власти. А ее в столице, как ни странно, попросту нет.

Тем временем, разговор о киевском безвластии вертится исключительно вокруг аспекта – столица-де, это козырная карта большой политики. Во многом – так и есть.
Но создается странное впечатление. Огромный город не рассматривают в качестве места проживания обычных граждан. Только – форпост тех или иных противоборствующих в общегосударственном масштабе сил. Тогда как на самом деле, здесь, как ни странно, существуют и трудятся люди. По которым бьет безобразное положение с местным самоуправлением.

Наверное, наиболее справедливо было бы не сбрасывать со счета ни одну из сторон нынешней коллизии.
Одна из них заключается в том, что антиконституционный подход режима к киевским выборам и вправду вызван желанием оставить столицу в «прямом президентском правлении». Дабы столицей было легче манипулировать, препятствуя ее превращению в очаг антирежимных настроений.
Другая – более приземленная, но не менее весомая. Жителям Киева необходима выборная местная власть. Чтобы можно было доверить ей защиту насущных интересов территориальной громады, такой же, как в иных населенных пунктах. Чтобы было с кого спрашивать об этом самом насущном, и к кому апеллировать.

Арсений Яценюк в телеэфире высказал предположение: «Янукович дает указание не назначать выборы, потому что у него перед глазами – страх пред 2004 годом. Потому что он сознает: если киевская власть будет не его, то киевляне снова будут выходить и защищать президентские выборы 2015 года».
Вполне возможно, что Янукович действует, исходя именно из этих соображений. Но это – достаточно уязвимые, чтобы не сказать – тупые посылы.
Да, в 2004-м из-за грандиозной по масштабам и наглости фальсификации результатов выборов – взорвался, прежде всего, Киев. И что бы там не говорили о «завезенных на наколотые апельсины» протестующих, именно столица стала костяком и мускулами беспрецедентной, победной акции протеста.
Но прикинемте – разве мэр Александр Омельченко, разве – депутатский корпус Киеврады призвали к Майдану, стали во главе действа? Они, если можно так выразиться, пошли на поводу (если не в лучшем, то, по крайней мере, разумном понимании этого выражения) у восставших людей. Исключительно – из-за того, что количество протестующих не подлежало незаметному успешному рассредоточению. И настроения вышедших на Майдан были внятно непреклонными.
Следовательно, напрашивается вывод: если у столицы будет энергичный настрой для протеста по любому глобальному поводу (не только отдаленным гипотетическим президентским выборам-2015 и их предположительно сфальсифицированным результатам) – местную власть не спросят. И, буде при ней янучарский «гауляйтер» Попов, или такой же наместник «самого» с другой фамилией – ему не останется ничего, кроме как не препятствовать. В рассуждении самосохранения. И – прикинув, что лучше быть на стороне победителя.

Из этого оптимистического предположения – не следует, что раз так, то можно оставить столицу в руках гауляйтеров.
Естественно, допускать этого нельзя, и не только исходя их потребности киевских обывателей получить легитимные органы самоуправления. С точки зрения общегосударственных политических процессов – тоже. Потому как не выборная, а назначенная Банковой городская власть, естественно, приложит руку к организации любых фальсификаций на любых выборах. И – к препятствованию проведения любых гражданских акций.

Но кажется, что этот аргумент – и вправду, сравнительно небольшой камешек на чашу весов за то, чтобы выборы городского головы и корпуса Киеврады состоялись безотлагательно.
Есть и побольше, тоже – в плане глобальных процессов. Хотя бы то, что Евросоюз одним из требований для подписания Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, выставляет проведение киевских выборов. Впрочем, для подписания соглашения на осеннем Вильнюсском саммите – не хватает такого количества серьезных действий отечественного режима, что одни киевские выборы среди них весят сравнительно немного.

Вот – более серьезный повод для беспокойства. Тот же Яценюк в упомянутом телеэфире высказывает обоснованные подозрения – «зависшие» столичные выборы, это ни что иное, как тренировочная площадка для Януковича, подумывающего о безвыборном продлении своего президентства, и вообще, отказе от нервных избирательных гонок, консервации власти. «Янукович пробует – пролезет или не пролезет. Так же, как отменить киевские выборы, можно попробовать продолжить срок президента и Верховной Рады».

Может быть, так оно и есть. Но здесь – хочется возразить. Наивно возразить. В обсуждении проблемы столичных выборов присутствует безоговорочное: «Янукович не хочет назначать».
Повторюсь, это несколько наивно на фоне целого ряда нынешних событий, но, тем не менее, как бы ни было сие удивительно – существуют неотмененные законы.
Согласно их букве, глава государства никак не назначает местные выборы.

Да, судя по всему, подконтрольный Конституционный суд вынес в конце мая решение о том, что выборы в столице состоятся не ранее 2015 года – именно с подачи Януковича. Или того (тех), кто правит в действительности, ибо Янукович в Межигорском бункере становится все более непонятным, то ли есть он, то ли нет. Хотя, в данном случае, не в персоналиях дело.
В мотивационной части постановления КС содержится фраза, потрясная по абсурдности. «Продолжение или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления, избранных на внеочередных выборах, является временным мероприятием, направленным на реализацию механизма проведения всех очередных выборов».

Согласитесь, абсурд наличествует. Все делается ЗАЧЕМ-ТО, ведь так? А какая корысть в том, чтобы синхронизировать местные выборы во всех без исключения территориальных единицах? Ну, хорошо, может, чуть меньше материальных затрат. Но разве это компенсирует отсутствие легитимной власти в некоторых городах и селах?
Внеочередные выборы – определенный форс-мажор, вызванный обстоятельствами. Власть, которую положено избирать, по сути механизма возникновения – она одинакова, что «большая», что местная.
Значит, представим себе, что посреди каденции в отставку попросился глава государства, по личным обстоятельствам. Или – попросту перестал выполнять обязанности, взял и исчез. (Последний избранный мэр столицы Леонид Черновецкий – он, вот именно, вначале исчез, а потом написал заявление о сложении полномочий).
Если провести обоснованную параллель, что, страна будет жить без главы государства? И время до очередных выборов, даже если оно исчисляется годами, исполнять президентские обязанности будет назначенный кем-то чиновник?
Вот, в отставку по состоянию здоровья попросился Римский папа Бенедикт. Представьте себе, конклав, не считаясь с техническими расходами, начал избирать нового, по всем канонам. А не провозгласил наместником св.Петра некоего ватиканского клерка…

А в результативной части постановления КС, живет и здравствует кое-что, обществом незамеченное.
Привыкли говорить: Конституционный суд, видите ли, не назначил столичных выборов. Но даже при нынешнем беззаконии, это ошибочная формулировка.
КС по своему разумению, не совсем верно с точки зрения Конституции, но всего лишь растолковал ситуацию. И эксперты права обоснованно обращают внимание: весь ответ на запрос группы депутатов партии власти, в результативной части – вещает исключительно об очередных местных выборах, которые и вправду долженствуют состояться в 2015-м. Следовательно, в соответствии с законами, ныне назревшие киевские есть внеочередные, их назначение – исключительная прерогатива Верховной Рады. И, по мнению тех же экспертов, чтобы последующие столичные выборы, так сказать, попали в резонанс с остальными, можно немедленно избрать легитимную Киевраду, но на срок до очередных выборов, 2015-го.
А о выборах столичного городского головы вообще сказано прямо. О том, что коль скоро Черновецкий отставился вне истечения срока полномочий – они даже по мнению КС должны быть внеочередными, назначенными парламентом.

Кстати говоря, Верховная Рада, не «экономя на спичках», назначила по необходимости внеочередные местные выборы в 1291 населенном пункте. Выходит, дело и вправду — исключительно в «стратегическом» положении столицы?

И дело – исключительно в парламенте. Который, как известно, содержит почти равные части: прорежимную и оппозиционную. Так в чем же, извините за тавтологию, дело?!

В минувший четверг представители парламентской оппозиции не допустили проведения заседания Киеврады, ставшей нелегитимной со 2 июня, ведь она желает трудиться до 2015-го, а на семь с половиной лет ее никак не избирали.
В сложившейся ситуации силовой метод противодействия беззаконию – вполне оправдан. Лидеры оппозиционных парламентских фракций обещают: при дальнейших возможных попытках отзаседать составом, срок полномочий коего беспрекословно иссяк – будут действовать так же.

Но можно ли посчитать, что «штовханыны» с разбитыми очками и головами достаточно, чтобы счесть столичную коллизию исчерпанной? Естественно, нет. Хотя бы потому, что сколько бы ни гоняли Раду, переставшую быть таковой – Киев из-за этого не обретет легитимную, законно избранную власть.
На завершившейся сессии оппозиция не была непреклонна в деле назначения столичных выборов. Сняла блокирование по этому поводу. Ну, что было – то было, время вспять не повернешь. Но готова ли парламентская оппозиция на следующей сессии поставить вопрос о выборах столичной власти с первого пленарного дня, и настолько однозначно, чтобы или – или? Или – безотлагательные выборы, или – парламент не сможет рассмотреть ни одного иного вопроса?

Самым действенным – было бы появление на поле проблемы еще одного игрока. Киевской территориальной громады. Которой стоит задуматься не столько о полумистическом значении столицы в грядущих битвах с режимом в масштабах страны. Сколько – о сиюминутных, ежедневных нуждах громады.
Жизнь в городе, где нет легитимной власти – нехороша во многих аспектах. Киеврады и мэра нет, и, следовательно, можно творить все, что выгодно засевшим в КГГА, они не отвечают перед избирателем.
И ведь – творят. Недавний подарочек, но не киевлянам – фирмам, связанным с руководителем Госуправления делами Андреем Кравцом, поповская администрация отстегнула часть архитектурного памятника, Почтовой площади. Под строительство торгового центра. Сколько подобных делишек провернуто, и будет проворачиваться еще?
Кто-нибудь скажет: госадминистрация в Киеве, так или иначе – легитимна. Но с точки зрения закона, ее руководитель будет совершать преступления, если завизирует решения нелегитимного городского совета, который, на практике – действует. И инвесторы – из столицы бегут. По той же причине. Кто решится вкладывать средства в какие-либо проекты, нужные инфраструктуре, если на поверку решения о них окажутся уязвимыми с точки зрения законодательства?

Тем временем, у столицы нет денег на жизнеобеспечение. 50% налога с физических лиц (киевлян, живущих здесь, и рассчитывающих на приемлемые условия повседневности) – уходит в госбюджет. Местная казна пополняется слабо. А если ответственно избрать местную власть, громада сможет поставить перед ней этот вопрос.
И, кстати, какого черта в 2010-м в Киеве похерили райсоветы? Говорят – с целью экономии. Пардон, экономии на чем? И почему не стали экономить в других крупных городах? Может, потому, что в дорогой столице можно нажиться крепче? Если наживаться бесконтрольно.
При наличии райрад, каждые 3528 горожан имели одного выборного представителя в органах местного самоуправления. Депутат районного масштаба – достаточно близок к избирателям, пытается хоть как-то оправдать их доверие, чтобы избрали и в следующий раз. В райадминистрацию же, где назначенные чиновники, с проблемой не ткнешься. К тому же отсутствие районных советов полностью вывело эти администрации из-под контроля. И раздерибаненные помещения тех же цокольных этажей и чердаков, служат невесть чьему карману. А раду можно было бы подвигнуть, чтобы за деньги от аренды были выполнены избирательские наказы по жизнеобеспечению конкретной улицы, да, именно так.

Сегодня можно, безо всякого преувеличения, говорить о глубоком кризисе местного самоуправления именно в Киеве. Который, кстати, славился его интересными, реальными формами – ни много, ни мало, а с 1494 года, обретения статуса Магдебургского права.
Согласитесь, это парадоксально. Столица, к тому же – столица, в общем и целом настроенная прогрессивно, антирежимно – оказалась в глухом тупике по вопросам жизни ее громады.
Пора исправлять это положение.
Режим, тем временем, продолжает наступать на Киев. Сегодня регионал Владимир Олийнык, ничтоже сумяшеся, заявил: «в июле-августе состоится заседание Киевского горсовета, потому что есть юридическая необходимость».
Откровенная необходимость отштамповать какие-то бумаги в ущерб киевлянам, в обход ответственности, ведь если что – Киеврады нет, но ее подпольные решения можно с наскока ввести в жизнь, продолжая грабеж и беззаконие?..
Виктория АНДРЕЕВА, «ОРД»