ДОГОНЯЛКИ С ЧУПАКАБРОЙ

На каком-то Интернет-сайте увидела анонс информационного сообщения: «Внеочередная сессия собирается из-за чупакабры». Совсем не удивилась, даже наоборот, чуть ли ни почувствовала облегчение, наконец-то понятно, в чем дело, мол, если невиданное чудовище угрожает покою страны, это нештатная ситуация, и она требует внимания депутатов. Значит, никаких секретов и подводных камней нет. Есть чупакабра – и народные избранники, оперативно прервав законный отпуск, гласно решат, как поступить с ней. Впрочем, открыла текст сообщения, и пришлось огорчиться. Из-за чупакабры внеочередная сессия собирается совсем не в Киеве. А то, что произойдет в понедельник, 30 июля в высшем законодательном органе страны, по прежнему остается тайной, обрастающей разнообразными предположениями.

Начнем с того, что само назначение подобного действа в нормальном государстве экстраординарно. Созыв внеочередной сессии должен опираться на основания – события, требующие безотлагательного внимания на уровне Верховной Рады. Именно безотлагательного, потому что любые плановые, даже спорные, вопросы можно рассмотреть на пленарных заседаниях сессии очередной. И здесь сомнения вызывает атмосфера. О необходимости заседательной внеочередщины представители большинства говорят уже более двух недель. При этом – у них нелегитимный, но контрольный пакет голосов. Значит, предоставить необходимые для внеочередной сессии 150 подписей можно было бы оперативно, для их сбора не нужно вступать в сложные межфракционные переговоры. Но вместо конкретики все это время мы наблюдали нечто, похожее на детскую игру, в коей присутствует и быстрое перемещение, и таинственность с целью дезориентировать запыхавшегося противника.

Вначале говорят о том, что внеочередное заседание необходимо, чтобы заставить спикера или помещенного на председательское место в качестве и.о. вице-спикера подписать скандальный языковой закон. В сообщениях прорывается вот уж действительно, детское в худшем понимании этого слова – а мы опять «разведем как котят», назначим сугубо языковую внеочередную сессию аккурат на 31-е, анонсированный день съезда объединенной оппозиции, ну, и что «они» тогда будут делать, а? Оппозиция вначале сообщает о том, что «штыков» хватит на все события: и на съезд, и на парламентское заседание, если оно будет, и на поддержку лидера, поскольку на 31-е же назначено очередное судебное заседание в деле Юлии Тимошенко. Потом оппозиция заявляет: съезд перенесен на 30 июля.

Большинство по поводу внеочередной сессии держит паузу. Глава регламентного комитета регионал Владимир Макеенко информирует общественность: подписи еще не собраны, о чем говорить? Тем временем, в медиа рассуждают, что же на самом деле будет обсуждаться внеочередно, и муссируют «кадровый вопрос», мол, Литвина отправят в отставку за несговорчивость в подходе к языковому законопроекту, и обретет его кресло первый заместитель, коммунист Адам Мартынюк, да что там, чуть ли не Александр Ефремов! В противовес «перчику», коим всегда являются перипетии, задевающие личностей политикума, вдруг оглашается нечто более чем пресное: внеочередная сессия назрела потому, что «накопились социально-экономические вопросы», вот и всех делов.
Наконец – «родовые схватки» благополучно завершаются. Оглашена официальная информация: депутаты большинства предоставили для созыва заседания 157 подписей. (Не аргумент то, что оппозиция рассказывает – 110 подписантов гарантированно нет в Киеве, а половины так и в пределах Украины. Не аргумент потому, что общество и так, без то ли бывших, то ли нет курьерских вояжей за автографами на Багамы и в Канны, законного парламента не имеет. Антиконституционно то, что называется в нем большинством. Антизаконно продление каденции этого созыва на год. Преступно голосование, совершаемое единицами «дежурных пианистов». То есть вообще непонятно, на основании чего люди, называемые нардепами, принимают решения, которые граждане должны выполнять. А, значит, процедурным нарушением больше или меньше, не имеет решающего значения). Получив подписи, Литвин назначает внеочередную сессию. Назначает ее на 30-е. День, в который не только анонсированы три предвыборных съезда: Партии регионов, объединенной оппозиции, коммунистов. А день, числящийся в календаре понедельником. Для тех, кто хоть немного наблюдает за отечественным парламентом, давно известно: понедельник никогда не был днем пленарного заседания, они традиционно происходят со вторника по пятницу.
И мы опять утыкаемся в вопрос: какой экстраординарностью обусловлено все это? И – не находим вразумительного ответа в тех пунктах повестки дня, которые официально становятся достоянием общественности (коснемся их чуть ниже). Пока – сосредоточимся на фразе от главы регламентного комитета: повестка дня внеочередной сессии остается открытой. И тут – стоп. Вернемся к чупакабре.
Журналисты, анонсировавшие созыв сессии по ее поводу – не пошутили и не соврали ради сенсационности заголовка. В селе Ямница на Иванофранковщине депутаты сельрады действительно вынуждены были собраться на внеочередку, потому что случилось НЕЧТО. На подворье одного из сельчан утречком, в загрызенном, так сказать, состоянии, были выложены двадцать нутрий и три десятка кур, а пес, долженствовавший охранять это поголовье, получил непонятный стресс, теперь не вылезает из будки и не лает. Разоренный хозяин грешит на чупакабру – фантастического зверя, которого, впрочем, никто и никогда не видел. Село повторяет сложное, мрачное имя проникшего в его мирные пределы «дракона», и воистину гудит. Что ж, вполне понятно: сельская рада просто обязана безотлагательно разобраться. Если речь идет о двуногом злоумышленнике, то выявить его, а суеверные страхи развеять. А если и впрямь объявился какой-то опасный хищник, быть может, мутант, то поставить народ в ружье для облавы и обратиться к специалистам.

А теперь спрашивается, какая чупакабра материализовалась, и угрожает всей Украине, требуя безотлагательного вердикта ни более, ни менее, а высшего законодательного органа? С достаточно давнего начала разговоров о созыве внеочередной сессии смущал краеугольный аспект. Представители большинства так или иначе повторяли: соберем подписи, назначим час, и тогда огласим повестку дня. Это – самая настоящая пресловутая телега впереди лошади. Потому что логичной выглядит картина внеочередной сессии в Ямнице, когда депутат говорит депутату: вот что случилось, я требую собраться, ты согласен отказаться от поездки к куму, а прийти в сельраду? Да? Давай быстро спросим других, и отзаседаем. И фантасмагорической выглядит ситуация, когда нардепу (а он, как ни странно, тоже человек, и имеет право распоряжаться законным свободным временем) говорят: ставь подпись за то, что требуешь 30-го назначить неожиданный присутственный день. А почему – узнаешь по прибытии.

Конечно, и по регламенту, и в соответствии со второй частью 83 статьи Конституции, для созыва внеочередной сессии нужно 150 подписей нардепов, а причины, по которым она может быть созвана, не перечисляются. Это логично – невозможно предугадать и перечислить то, что может заставить депутатский корпус собраться внеурочно. Крупная авария, теракт (помилуй, Господи); стихийное бедствие (не приведи, Боже). Воплотившаяся в угрожающей ноте или действиях внешняя опасность; преступление, имеющее негативное значение для всей страны, требующее реакции парламента. Внутреннее противостояние в обществе, демонстрирующее невозможность выжидать: вспыхнули массовые протесты, забастовки. Глубокий парламентский кризис – «промышленное количество» депутатов в каникулярный период отказались от мандатов, и умудрились обнулить свои списки, страна может остаться без ВР. Ну, ладно, даже без катаклизмов, но с оправданной спешкой: если какой-то документ не выйдет из парламентских стен до 31 июля — Украина не успеет куда-то вступить, или откуда-то выйти; срочно задействовать какие-то ресурсы (а на плановой, завершившейся сессии о «горящих» сроках было неведомо, вот и не подняли вопрос).
Так вот, в пунктах пока что озвученной повестки дня, кажется, нет ничего, что не могло бы дождаться не такого уж далекого 4 сентября, когда планово долженствует открыться сессия очередная.
Говорят о том, что в понедельник украинский парламент ратифицирует присоединение страны к зоне свободной торговли с СНГ. Но вопрос «висит» давно. Кремль заинтересован в любом втягивании Украины в орбиту своей выгоды. Оппозиция, да что там, просто прогосударственнически настроенные политики, отмечают: проблема в том, что в предлагаемом документе очерчены неравные возможности, страны, не входящие в Таможенный союз остаются в проигрыше. И еще – не внесена необходимая Украине поправка о том, что договоренность ратифицируется в части, не противоречащей обязательствам страны, стоящей на пороге подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Но сложно поверить, что в данном вопросе что-то кардинально измениться до 4.09. Что не склонный к эмоциональным порывам Путин затопал ногами, и потребовал от киевского режима подать ратификацию «к столу» именно 30 июля, и ни минутой позже. Или что в ближайший понедельник те парламентские силы, которые хотели бы отстоять нужные поправки, никак не будут иметь такой возможности, а вот в начале сентября возможность «вырастет». Поскольку повестка дня «открыта», можно предположить, что вдруг речь пойдет не о данной ратификации, а о беде похлеще: с голоса вынесут решение о вступлении в Таможенный союз, которое закрывает возможность ЗСТ с объединенной Европой. Так ведь опять же, если такое поворотное, неприятное для будущего Украины, решение у режима созрело, то продавить его при нынешнем положении дел в карманном парламенте можно и в сентябре…

Анонсируют внесение изменений в государственный бюджет. Речь – об увеличении внешнего долга страны на 53 миллиарда 800 миллионов гривен за счет китайских кредитов. По этому поводу оппозиционный нардеп Кирилл Куликов отмечает в своем блоге на «Корреспонденте»: «Большинство стран мира между дефолтом и «повязным» кредитом Китая выбрали бы дефолт». Так оно или нет, но тоже с трудом верится, что Пекин согласен на грандиозную сделку исключительно в обстановке чрезвычайщины, а не через несколько недель. А если подобная, буквально со счетом на дни, чрезвычайщина для получения средств необходима Киеву – то с хозяйствованием у нас воистину черная беда.

Окончательное принятие, или, напротив, «демократическая» отправка на доработку пресловутого языкового законопроекта? И здесь срочность, требующая внеочередной сессии в каникулярное время неубедительна. Документ, вне всякого сомнения, «разукраинивающий» Украину и вредный – так или иначе, но по-настоящему не расколол общество, несмотря на все (бездарные) планы предвыборных политтехнологов. Он не позвал и не позовет под знамена партии власти «русскоязычных», недовольных властью не менее, чем «украиноязычные», которые вряд ли возлюбят ПР исключительно за отложенный акт надругательства над мовой. Ну, а если по прежнему предполагать, что закон кому-то нужен в предвыборное время, то начало сентября чем не подходит?

Кадровые вопросы? Мол, Литвин взбрыкнул, а режиму нужен послушный спикер? Полноте. Во-первых, представить себе Литвина, очень всерьез взбрыкнувшего против ПР, сложно до невозможности. А во-вторых, парламент распущен на каникулы. И до их окончания не нужен никакой спикер, ни плохой, ни хороший. Другое дело, что Литвин, пытающийся сегодня совершенно шкурно, даже без партии, за себя одного, побороться за мандат на Житомирщине, может, и возомнил: «въеду» на округ в качестве человека, который во имя защиты мовы претерпел отставку. Пусть так, но поверить, что Литвин может командовать большинству и Банковой – снимайте меня, и я получу вожделенное депутатство в качестве пострадавшего от вас, злодеев? Причем – снимайте именно 30-го?
Коль скоро нас, граждан, в обстановке засекреченности истинного смысла заседания «именно тогда», принуждают гадать на кофейной гуще – я поделюсь с вами, уважаемые читатели-собеседники, несколько диким предположением. 30 июля. Внеочередная сессия в непленарный понедельник, при неудобстве в виде трех серьезных съездов. А что это вообще за день для политикума? День, когда ЦИК должен объявить о старте парламентских выборов. Или – не объявить… Если, скажем, большинство проштампует решение, которое, конечно, одобрит известный своими экспериментами над буквой закона Конституционный суд. Решение – для вящей стабильности (что там, даже экономии, которая, мол, пригодится каждому гражданину) выборы перенести. «Гармонизировать» их сроки с президентскими. Пусть, мол, существующая Рада по прежнему делает вид, что существует. Корысть? Не подвергать структуры режима какому-никакому, но испытанию на легитимность, да еще и под пристальным мониторингом мира.
Не обладаю никакими «источниками», чтобы таинственно обосновать такое предположение. Более того, еще раз повторю, оно достаточно дикое, и скорей всего, не сбудется.
Но куда более диким, и не требующим подтверждений является нынешнее реальное положение парламента. Когда гражданин, собственно, и делегировавший туда людей, чтобы они от его имени действовали в рамках существующих законов, не знает, в какой стране в одночасье окажется, какой закон будет нарушен режимом, и, с понтом, это будет освящено торопливыми, бездискуссионными механическими действиями нескольких десятков рук, допущенных до кнопок. Да, чупакабра- не чупакабра, но хищник, мутировавший из украинского парламентаризма, охотится, как пожелает…
Виктория АНДРЕЕВА, ord-ua.com