Гройсман и образование

Прем'єр-міністр Володимир Гройсман зазначив, що в країні не вистачає кваліфікованих робітничих кадрів. Про це він заявив під час святкування до Дня знань в навчальному комплексі «Ерудит» у Києві:

"Я вважаю, що не кожен здатний бути вченим, не кожній людині потрібна вища освіта".

Возможно, Гройсману высшее образование действительно ни к чему. Но это никак не касается миллионов молодых украинцев, которые хотят строить свою жизнь не на задворках цивилизации, а в современной, развитой Украине. Я уже об этом писал.

Цивилизованный мир вошел в пост-индустриальную фазу развития.

Наша задача состоит не только в том, чтобы выстоять перед российской агрессией, не нужно оглядываться в прошлое — мы это уже сделали и нам в этом помогут, а в том, чтобы, смотря в будущее, войти в постиндустриальный мир, в котором мы уже практически находимся, но нам нужно усердно работать и создавать с нуля:

1. действующие институты демократии, иначе мы окажемся периферией цивилизованного мира;

2. развитые горизонтальные сетевые взаимодействия, иначе мы легко станем жертвой очередного олигархического передела;

3. правовую основу институтов демократии — тут, ИМХО, пока полная катастрофа.

Вот над чем должно работать, как мне представляется, гражданское общество Украины и, желательно, конечно, правительство. Хотя в отношении последнего я бы особых надежд не возлагал.

Вернемся к образованию. В СССР количество тех или иных специалистов среднего, высшего уровня образования, а также кол-во ученых — планировалось Госпланом.

В Украине после 1991 года гройсманами предполагается, что «рынок» будет формировать спрос на рабочую силу той или иной квалификации.

Но рынка никакого нет, есть олигархический монополизм в экономике.

Разрушена сама многоуровневая система подготовки кадров, созданная во времена СССР:

— рабочих, которых готовили специализированные ПТУ;

— инженеров и технологов, которых готовили профильные ВУЗы;

— научные кадры низшего звена — аспиранты и кандидаты наук;

— научные кадры высшего звена — доктора наук, член-корреспонденты и академики.

Вся эта сложная иерархическая система воспроизводства носителей компетенций разрушена, коррумпирована, дипломы и научные звания девальвированы до уровня пустых бумажек, а те кадры, которые действительно что-то из себя представляют, покидают Украину при первой открывшейся возможности. Примеров этому хоть отбавляй.

Так кто формирует спрос на образованных специалистов?

Рынок, которого нет?

Олигархи?

Правительство?

Сначала вы разрушили и коррумпировали всю систему высшего образования, полностью уничтожили профессиональное образование рабочих (ПТУ), девальвировали ниже уровня плинтуса науку — все эти проФФесора типа Януковича и прочие липовые академики, а потом утверждаете, что высшее образование — лишнее.

Браво!

Так держать!

До уровня Зимбабве совсем близко.

Украиной уже правил уголовник, но это, судя по всему, еще не дно.

Копайте глубже.

У меня есть подозрение, что Гройсман, который рассуждает с умным видом о «высшем образовании», просто не понимает, о чем он говорит. Гарвардов, знамо дело, он не кончал, а в «школе жизни» в Виннице, которую он прошел, за «диплом» сойдет и любая купленная за бесценок бумажка. Но это не означает, что о такой «карьере» мечтают все юные граждане Украины.

Образование других может казаться лишним только лишь динозаврам, расистам и ксенофобам. Лишая людей возможности получить то образование, которое они хотят, вы лишаете их того будущего, о котором они мечтают.

Еврейский мальчик, отрицающий в 21-м веке необходимость высшего образования, позор не только для семьи, но и для всего народа.

Эта картина художника Николая Богданова-Бельского была написана в 1895 году, и сейчас висит в Третьяковской галерее. Как думаете, Гройсман может в уме сделать вычисления на доске и сказать результат?

А вы?

По поводу задачи на доске. Сейчас вы поймете, как уровень образования влияет на время решения этой задачи и, соответственно, на время принятия решения в более сложных ситуациях.

Ученику земской школы 19-го века, который не знаком с алгеброй, приходилось все эти числа возводить в квадрат, складывать, а потом делить. На это у него могло пойти от нескольких минут до нескольких часов.

Знакомый с алгеброй ученик, понимающий, что 11 в квадрате это (10+1) в квадрате, - ему гораздо проще провести вычисления, но на это у него все равно уйдут несколько минут.

Человеку с высшим образованием, которому понятна природа натуральных, рациональных и иррациональных чисел, достаточно заметить, что задача поставлена в натуральных числах - ему нет необходимости делать точные вычисления, а достаточно определить, что ближайшим натуральным числом от результата деления 700+ на 365 - это 2. На это у него уйдет секунды 2-3.

Надеюсь, вы поняли мое объяснение.

PS. У Гройсмана, кстати, есть "единомышленники", причем, более радикальные.

Прилепин пишет: "Если бы я стал диктатором, я бы сократил общее школьное обучение с 11 лет до пяти-семи. 11 - это очень много. Это вообще ни в какие ворота. У этой истории финала не видно даже. Мне ужасно жалко детей."

Детей ему "жалко".

Ага.