С ЦИРКОВОЙ АРЕНЫ СМЕТАЮТ ОПИЛКИ

Это делают, когда закончилось представление труппы. Актеры снимают грим. Зрители недолго обмениваются впечатлениями: как смеялись над выходками клоунов; на минутку, да верили извлечению фокусниками кролика из пустого цилиндра; поражались гибкости эквилибристов, перелетающих с трапеции на противоположную; чуток пугались рева дрессированного зверья. Сметают опилки. Поскольку в нашем случае речь идет о завершении гастролей «труппы шесть», Верховной Рады предыдущего созыва – следует отметить, что в опилках, с одной стороны, немало воистину золотых, результата «распила» достояния страны провластными олигархическими группами. А с другой – беспрецедентно много мерзкого мусора. Но говорить «цирк уехал, приедет другой, тоже цирк», говорить об этом, воспринимая деятельность парламента как такового, именно в качестве заведомо смешного и обманного зрелища – нельзя ни в коем случае. Нас приучают «запасаться поп-корном», чтобы иногда, в виде развлечения, посмеяться-повозмущаться деятельностью каких-то независящихот нас, и вообще-то, ненужных нам типов. Нас приучают – презирать парламентаризм. Но Черчилль, что-ли (может, ошибаюсь в авторстве) в свое время сказал: «демократия – это не совсем хорошо. Но ничего лучшего и другого не придумали». Цивилизованной стране нужен парламент. Но настоящий и самостоятельный.

Вы не поверите – но Владимир Литвин вдруг сказал чистую правду. В спиче на закрытии последнего заседания ВР-6. «Пересматривая 5-летие Верховной Рады шестого созыва есть все основания констатировать, что в Украине за этот период состоялось два парламента: парламент, к примеру, 2007-2009 годов и Верховная Рада 2010-2012 годов. И хотя состав Верховной Рады Украины существенно не изменился, президентские выборы 2010-го стали водоразделом для самой сути и содержания деятельности парламента». Да, это так. Другое дело, что вольно или невольно вербализировав истину, Литвин перешел к совершенно лживым выводам. Мол, в 2007-2009-м парламент был «отображением разбалансированности государственной политики», потери «управляемости Украиной на общегосударственном и местном уровнях». А вот после воцарения Януковича «парламент выполнял все поставленные перед ним задания». (Поставленные – кем? Если именно Януковичем, антиконституционно сконцентрировавшим власть в одних руках, если Семьей, и еще несколькими олигархическими семейками, то и вправду, выполнял, аж тапочки слетали. Но если задания, «поставленные» насущными для страны проблемами, в конце концов, гражданами – то как раз наоборот). Впрочем, Литвин так не считает, ибо говорит, что парламент именно в последние два года преуспел особенно в «закладке основ политической, социальной и экономической стабильности».

На фоне окончания работы Верховной Рады этого созыва многие Интернет-ресурсы проводят опросы, чем именно запомнился уходящий парламент. Среди предлагаемых возможных ответов – «драками», «тушкованием». Многие так и отвечают. Но, наверное, это все же не главное. Пресловутая «штовханина», когда у депутатов не выдерживают нервы (а, кстати, поверьте, присутствие в зале со стеклянным куполом, это не только дорога к благам, но и изматывающее психику напряжение), время от времени случалась в любом созыве. И, в принципе, такое же происходит в высших законодательных органах иных стран. Пару лет назад читала, что однажды в парламенте то ли Таиланда, то ли Южной Кореи, депутаты во время накала страстей по одному спорному вопросу, поняли, что «выпустить пар» они могут только одним путем: удалили своим решением из зала приставов, призванных следить за порядком, и несколько часов (!), буквально по-мальчишески, с азартом чистили друг-другу фейсы, причем в ход для ударов по «противному коллеге» шла и обувь. Впрочем, у парламентских столкновений уходящего украинского созыва есть «новье». Когда случилось не равносильное таскание за галстуки и пощечины, а жесткий налет «засадного полка», в составе коего были и не депутаты, на оппозицию. Налет – с проламыванием голов. И с целью – покурочить так, чтоб неповадно было открывать рот, пытаться требовать обсуждения вопроса. Но о ряде нововведений поговоримте чуть ниже, ладно? А сейчас продолжим о том, что и «тушкование», предательство политической силы, на которой въехал в парламент, это не главное событие. Подобную продажу себя тому, кто дороже даст или круче напугает, мы встречали и раньше. Ей способствует как невнятность законодательных положений, которые должны бы запретить подобное предательство (предательство – избирателей, голосовал за коммуниста, а он, гляди, работает у национал-демократов, или наоборот); так и ненаказуемое нарушение законов существующих.

Согласимся с литвиновским разделением этого созыва на два, до и после 2010 года. Что ж, в «первом» парламенте были проблемы, маячила политическая нестабильность. Но все же он был парламентом, отдельной ветвью власти, занимающей свое место в политикуме. А вот «второго» парламента – попросту не было. Точнее, он шаг за шагом (шаги производились быстро) переставал быть высшим законодательным органом страны. Можно и нужно вспомнить целый ряд деталей, приведших к подобному плачевному результату. Здесь стали от раза к разу спокойнее нарушать конституционные положения. Здесь – сваяли какой-то, ненаписанный, но реально воплощенный, странный регламент. Верховная Рада то – вдруг, без видимой необходимости, заседала ночью; то, напротив, сокращала обычные дневные заседания двумя часами, для проголосования без обсуждения нескольких законопроектов; то – назначала какое-то странное внеочередное заседание. Кстати, частенько законопроекты попадали в парламентский зал, минуя работу в профильном комитете, или оказывались принятыми вне повестки дня, с голоса, под шум и крик в зале, когда даже искренне желающему проголосовать, непонятно, за что голосовать-то. Да, жанр обсуждения закона как-то выветрился. Так же, как пятничные часы вопросов к правительству, представители коего плевали на приглашения в ВР. И законопроекты, предложенные оппозицией, не рассматривались, поправки не обсуждались, и вообще, получилось как-то так, что оппозицию практически загнали в не принимающийся во внимание угол, лишили возможности участвовать в процессе, который следовало бы считать процессом законотворчества. Голосование несколькими, как они сами спокойно называли себя, «посаженными на кнопки», приняло невиданные размеры и постоянство. Причем так называемое нелегитимное большинство попросту перестало стесняться очевидного: количество присутствующих в зале можно посчитать «по головам» из ложи прессы, и оно будет существенно отличаться от «победной» цифры на табло. Никто не оправдывался. Молча констатировали: считайте-не считайте, указывайте на противоречие, но так есть и будет.

Можно, конечно, упомянуть, какие именно вредоносные документы, по которым жить стране, были рождены в результате подобной деятельности ВР. Но зачем? Все граждане и так видят, на своей шкуре чувствуют «политическую, социальную и экономическую стабильность», которую Литвин хвастливо отнес к достижениям парламента в период «непарламента». Словом, Янукович и Ко получили желаемое. Если продемонстрировать нормальное устройство власти в стране «забугорным критикам» — то вот он, есть и действует парламент. А если реально, для пользы дела – то он, парламент, ничем не мешает. Если бы не необходимость соблюдать антураж, то и Чечетова не надо. Можно напрямую «посадить на кнопку» любого клерка из администрации, одного. И оп! Заказанное решение «освящено парламентским голосованием».
Так – было. Вплоть до вчерашнего четверга. И режим рассчитывал (что там, основательно встревоженный, но продолжает рассчитывать), что нечто подобное можно получить от седьмой каденции. А вот допустить этого нельзя. Буквально – любой ценой.

Ну, а завершилось последнее заседание ВР-6, как и предполагалось, незаконным принятием бюджета на 2013 год. И о незаконности процесса, и о «прелестях», которые несет этот документ, мы с вами, уважаемые читатели-собеседники, уже говорили. Ну, разве что, прибавить: мало того, что депутаты не имели времени ознакомиться с проектом, так в день голосования им даже хотя бы для приличия не была роздана сравнительная таблица с ими же вносимыми поправками. И еще пару цифр, так сказать, для настроения. По принятому бюджету налоги с граждан в общем увеличиваются на миллиард гривен. Мировой кризис? Час, когда следует «затянуть пояса»? Но при этом олигархическим группам, сращенным с режимом, предписано уменьшить налоги на прибыль на 1,6 миллиарда против завершающегося года. На кое-что интересное обращает внимание председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. Представьте себе, в бюджет 2013 заложены средства в размере 1,5 миллиарда гривен на…Евро-2012. Утверждают, что нужно довести до ума наскоро построенные объекты, и, главное, заплатить тем, кто занимался подготовкой. Вот они, золотые опилочки, которые, как мы с вами и предполагали, посыплются в «нужные карманы» от этого бюджета, так сказать, одноразово, вне зависимости от того, сколько времени продержится режим у власти. А продержится – так хорошо перекликаются цифры: расходы на содержание Верховной Рады увеличены на 5 миллиардов, а отчисления на субсидии для малообеспеченных уменьшены на 11 миллиардов же.
Оппозиция (называем ее так по привычке, пока непонятно, кто станет большинством в новой ВР) заявляет, что среди первоочередного будет добиваться принятия новой редакции бюджета новым составом Рады. Здесь аргументация понятна. Но интересно, что полуотставной режим тоже предполагает, что утвержденный бюджет придется перекраивать. Азаров глубоко удовлетворен тем, что бюджет принят. И… Тут же говорит о возможностях «пересмотреть его показатели» уже в первом квартале. Если принять во внимание, как срочно и жестко продавливали бюджет, утверждая, что это необходимо, подобное выглядит уже не цирком, а сумасшедшим домом.
Впрочем, в свершениях последнего дня созыва числится еще один принятый закон. Тот самый, о поименном голосовании. Речь шла о двух проектах. От оппозиции – предписывающий пришедшим на пленарное заседание регистрироваться письменно, а если подписи нет, не принимать во внимание регистрацию электронную; а за законы и постановления ввести такой способ голосования, который обеспечивает исключительно личное нажатие кнопки. Проект отклонили. И тут же приняли документ с таким же названием, поданный регионалами, где тоже предполагается подпись и индивидуальное голосование. В чем дело, разница-то в чем?
Пожалуй, ее можно понять из слов, сказанных на брифинге в парламентских кулуарах Ефремовым. «Говорить о том, как будет введена персональная система голосования, преждевременно. А что такое персональная система «Рада»? Там (в принятом законе – В.А.) нигде не сказано о системе «Рада-3». Если кто помнит, эта самая «Рада-3», действительно обеспечивающая употребление лишь собственного депутатского пальца, буквально истерически (для пиара?) предлагалась в свое время Литвином. Чуть ли не уйдет с поста, если на нее не согласятся. Не согласились. Пожал плечами, и сказал, что не может «идти против депутатского корпуса». То есть следует предположить, что в регионаловском законопроекте обойден реальный механизм персонального голосования. Что-то типа: и мы обещаем, что будем голосовать лично… А приняли – на публику, это во-первых, а во-вторых, возможно, чтобы снять одно из главных требований оппозиции: в Верховную Раду-7 войдем лишь при условии обеспечения личного голосования.
Поведутся на название законопроекта, и войдут, дадут возможность считать новый парламент заработавшим? Так ведь дураков нема (или, по крайней мере, все меньше). Если что, то как войдут – так и выйдут, оставив ВР недееспособной без наличия двух третей. Оппозиция повторяет, что оставляет за собой право сложить мандаты.
А может – и выходить не придется. Вопрос с прорежимным большинством не продвигается. И, как мы с вами уже говорили когда-то, обладающие тонким нюхом «грызуны» бегут с провластного, полуутопшего, корабля. Представьте себе, глава киевской администрации Александр Попов, мечтающий стать еще и избранным мэром, до сих пор послушный партии власти, взбрыкнул, да еще как. В пух и прах публично раскритиковал бюджет, назвал его «противоречащим интересам киевлян», и прибавил реальную, но как для него – резкую «пугалку», мол «запланированный правительством скрытый дефицит бюджета исключает регулярность выплат зарплат работникам бюджетной сферы».
…Цирк завершил выступления. Не знаю, каким методом, какой ценой (вплоть до перевыборов), но седьмой созыв цирком быть не должен.
 ord-ua.com