йОпт, или Сам себе «папередник»

ПО МЕСТАМ «ДОСТИЖЕНИЙ»

Следующий съезд Партии регионов следует проводить не в выставочном комплексе на Броварском проспекте, а в другом просторном помещении, ставшем зримым символом «покращення» и «пожвавлення».

Неделю назад председатель Партии регионов, премьер-министр Николай Азаров, презентуя делегатам партсъезда предвыборную программу «От стабильности – к благополучию», привычно проклинал «папередников» и восторгался высоким профессиональным уровнем нынешней власти. Вдохновленный открывшейся панорамой достижений и будущих успехов, «Обком» решил еще раз посетить одно из мест «трудовой славы», которое неразрывно связано с именем Николая Яновича.

Прошлым летом в Киеве открылся оптовый рынок «Столичный», который Николай Янович усердно рекламировал и даже лично посещал. Наведавшись туда год назад, мы не увидели ничего, что предоставляло бы повод для ликования, скорее наоборот (см. об этом «Коля три рубля»). За прошедшие с того времени месяцы монументальное строение на Окружной как-то исчезло с «первых полос», потесненное восторгами по поводу удачно завершившегося Евро-2012 да сводками Госстата, подтверждающими верность курса, избранного командой «крепких хозяйственников».

Увы, одного года оказалось явно недостаточно, чтобы народ, промышляющий на ниве производства и реализации сельхозпродукции, по достоинству оценил «преимущества», предоставленные ему «флагманом» отечественной оптовой торговли «по-новому».

Пустотой павильонов «Столичный» напоминает не очаг торговли, а, скорее, новый аэропорт в Донецке:

Да и цифры, отпущенные на эту сияющую пустоту, в общем-то, сопоставимые. На весь проект строительства оптового рынка на Окружной привлечено 1,2 миллиарда гривень; 260 миллионов гривень государственно-частного капитала уже вложено в строительство; застроено около 40 из выделенных 160 гектаров земли - остальные 120 колосятся и цветут бурьянами так, что с дороги и сам рынок не сразу распознаешь.

Следует напомнить, что вся программа создания подобных рынков по всей стране оценивается в 4,5 миллиарда гривень, и, несмотря на заверения Министерства аграрной политики о «государственно-частном партнерстве», держится эта затея за счет бюджета, так как, по мнению специалистов, «несмотря на пафосные церемонии открытия оптовых рынков сельхозпродукции, новая схема полноценно так и не заработала». Разумеется, инвесторы просто не видят смысла вкладываться в «новую схему». Почему? Этот вопрос, хочется надеяться, задаст в будущем какой-нибудь судья Киреев непосредственно Николаю Яновичу, выясняя, по глупости ли он затевал эти «оптовые стройки» или из-за неизбывного желания навредить отечественной экономике.

Показательно и то, что сорваны все планы по введению в эксплуатацию новых павильонов, после чего можно было бы говорить, что рынок «Столичный» заработал на полную проектную мощность (что, кстати, по заверениям правительства, должно было произойти уже к концу прошлого года). Однако вместо этого ввод в эксплуатацию павильонов «Рыба» и «Мясо» вновь переносится: с прошлого года на февраль, затем на март, а потом на июнь, а затем и на август текущего года.

А пока же можно констатировать, что сооруженный стахановскими методами рынок «Столичный» так и не стал (и вряд ли станет в обозримом будущем) местом оптовой торговли. Несмотря на заверения областных властей, что ежедневно здесь бывает 8 тысяч автомобилей с покупателями, мы застали там, как и в прошлом году, пустую гигантскую автостоянку.

Любителей пешего шопинга тоже немного.

- Оптовый покупатель сюда не идет, - печально констатируют неоспоримый факт продавцы овощей и фруктов, которые, просиживая на рынке по несколько дней и ночей (вместо «омріяних» нескольких часов), выбрасывают на ветер время, деньги и очень часто непроданную продукцию. Не спасают и предельно низкие цены.

Розничная торговля как последняя надежда съехавшихся со всей Украины фермеров, на «Столичном» тоже еле-еле теплится. Основные фанатки пусть подпорченного, но более дешевого продукта, - бабушки-пенсионерки, которые еще год назад с энтузиазмом принялись экономить скудный семейный бюджет, нынче поубавили свой азарт. От специальной маршрутки «метро – рынок» осталась непонятная табличка без расписания. Идти километр до трассы – затея рискованная - здоровье не всегда позволяет.

Даже приехавшие на своих автомобилях покупатели берут всего понемножку – по паре килограммов разных овощей и фруктов. За три часа поисков на рынке ответа, почему идея Азарова не сработала, корреспондент Обкома зафиксировала такую вот самую крупную «оптовую» закупку.

И хотя продавцы в целом довольны условиями работы (аренда торгового места – 100 гривень в день, чистый (платный) туалет, человеческое отношение со стороны администрации рынка), но большинство из них буквально в отчаянии от объемов продаж.

- За день продаю второй ящик яблок, - сетует Галина из Винницкой области. На вопрос «почему так?» - недоуменно пожимает плечами и принимается гадать: «Может, администрация рынка слабо рекламирует это место торговли, а, может, людям неудобно сюда ехать… Не знаю».

Малое количество покупателей на «Столичном» может навести на подозрение, что киевляне или живут впроголодь, или же массово покинули город. Спрашиваю у женщины, торгующей с лотка недалеко от метро Лыбедская, где она берет продукцию на продажу.

– На троещинском оптовом рынке «Фермер» - там и выбор лучше, и добираться удобнее. Туда ведут 4 дороги, а на «Столичный» - единственная вечно забитая транспортом Окружная.

Чтобы убедиться, как идет торговля на «Фермере», с которого (как, впрочем, и с других рынков Киева) прошлым летом бойцы ОМОНа перенаправляли фуры с товаром на «Столичный», едем на Троещину. Следом за потоком бабушек с тележками, высыпавших с проходящих рядом трамваев-автобусов-маршруток, спешим убедиться, что старое «намоленное» годами удобное торжище устояло под напором Азарова, решившего построить рынок в чистом поле и монополизировать всю торговлю овощами и фруктами в городе. И вот чудо! Киевляне, оказывается, от еды не отказываются и никуда массово не эмигрировали.

«Фермер», напоминающий своей многолюдностью и галдежом восточный базар, на месте, а оптовая его часть значительно расширилась. Буквально на наших глазах мелкие оптовики «разметают» огромные фуры с луком, картофелем, перцем. На вопрос, за сколько часов продастся машина картофеля, хлопцы из Одессы отвечают вопросом: «Где твой картофель? Продадим за 2 часа».

Торгующую перцем семью румын из Закарпаться спрашиваю о «Столичном».

– Были мы там в прошлом году, - отвечает парень. - Поехали попробовать. Тогда еще аренда мест была совсем бесплатная (на «Фермере» - 150 гривень). Так вот за день мы продали там полмешка перца и две дыни. Смешно. Пару часов добирались туда в тянучках… Здесь торговля совсем другая, - показывает парень в сторону ожидающих своей очереди мелких оптовиков.

О своем опыте торговли на «Столичном» рассказал и собственник фуры с луком. Поехал как-то прошлым летом по «рекомендации» милиционеров туда, потерял кучу времени и денег: вместо 1 тысячи гривень дохода получил 2 тысячи убытков.

- Место там для рынка не годится. Идея бредовая кому-то пришла в голову, - заключает наш собеседник и убегает отпускать товар.

…А Николай Янович открывает тем временем новые объекты для сельхозпродукции, восхищаясь их пустотой (фото сайта Кабмина, Херсонская область, 19.07.2012):

Вероника ПАЛИЙ