Антон Мухарский: «Спасибо врагам Украины за то, что побудили меня заняться этим проектом»

Киев — Хорошая песня и юмор — оружие против тотальной анти-украинизации, считает киевский актер и музыкант Антон Мухарский. Он — автор музыкального проекта «Кроткая украинизация» (в оригинале — «лагідна українізація», который лидирует в украинском сегменте YouTube.

Фото:  Антон Мухарский

Одна из задач проекта — сделать украинское слово и украинскую песню модной прежде всего среди молодежи, рассказал певец в интервью Радио Свобода. В проекте Мухарский выступает в образе профессора антропологии Ореста Лютого.

Если наши оппоненты не прислушиваются к «мягкой украинизации», мы перейдем к «суровой украинизации»

— Существует два направления проекта, один из которых мы активно сейчас развиваем, — это «Кроткая украинизация». Но есть уже много песен, которые войдут в проект «Суровая украинизация». Итак, если наши оппоненты не прислушаются к «кроткой украинизации», мы перейдем к «суровой украинизации». Сейчас пользуется спросом именно первая часть этого проекта, мы даже не ожидали такого количества просмотров в Youtube: когда мы выложили первый ролик, это было 1 февраля, то через две недели он набрал 50 или 60 тысяч просмотров. И это при том, что, если честно, поначалу я представлял этот проект как шуточный, стебный, наши слушатели — это люди с чувством юмора, здравым смыслом и здоровым цинизмом. Поэтому мы не ожидали такой популярности!

Сейчас мы готовим для записи альбом, который будет называться «А я — не москаль». Детализирую: «Профессор Орест Лютый в сопровождении антитоталитарной группы «Сталин унд Гитлер капут» исполняет песни из проекта «Кроткая украинизация». Надеемся, альбом будет издан в начале сентября. Кроме того, на львовском Форуме издателей я хочу презентовать свой роман, поэтому приглашаю в прекрасный город Львов!

— Не обвиняют ли Вас люди, которые называют себя патриотами Украины, ведь Вы сбрасываете героев, кумиров с пьедесталов? Имею в виду Ваши песни о Романе Шухевиче и Степане Бандере, в которых их образы совершенно необычны?

— Герой не может быть устоявшимся, таким, которому обрезали все живые веревки и мышцы — то есть, героизировали, а точнее, стерилизовали. Они бы никогда не были живыми, а всегда стояли на своих пьедесталах. Вечные гранитные или бронзовые монументы!

Это приводит к тому, что молодежь, которая должна приобщаться к изучению истории, к поиску национальных и национальных идеалов, относится к этим «забронзовелым товарищам» с предубеждением или цинизмом. Это советская традиция, а я не хочу, чтобы украинские герои (а они были живые, настоящие) подпадали под эту советскую героизацию — монументальную, постоянную, дебильную и заскорузлую!

Поэтому я и раскачиваю определенные рычаги, отказываюсь от устаревшей героизации, ищу определенные веревочки, которые связывают этих героев, которые делают из них живых людей. Они говорят, переживают, страдают. Или наоборот: радуются солнцу, небу. Я считаю нужным познакомить молодежь с этими живыми людьми, а не со сталинско-геббельсовскими пропагандистскими стерильными «куклами».

— Признайтесь, кто или что вдохновило Вас на «Кроткую украинизацию»?

— Вы знаете, на концертах я всегда говорю: я очень благодарен своим врагам — не своим личным врагом, а врагам Украины (украинофобам), за то что они заставили меня заняться этим проектом! Итак, этот проект мы посвящаем: Табачнику, Колесниченко, Бондаренко, Кивалову, ну и так далее. Ведь без их деятельности этот проект был бы невозможен. В определенное время они «открыли щеколду», когда я свою деятельность направил в творческую сторону.

— Кстати, расскажите о музыкантах — членах антитоталитарной группы «Сталин унд Гитлер капут»...

— Это замечательный музыкальный коллектив! И ребята, кстати, двое из них имеют консерваторское образование. Один из них — доцент, преподаватель консерватории. Другой — лауреат международных конкурсов аккордеонистов. Николай Воробьев прошел народные университеты и имеет профессиональное образование: таких, как он, называют «музыкантом от Бога», он может играть все и в любых условиях и обстоятельствах.

Я называю его украинским вариантом Кустурицы. Также название Орсуна Уэлша — это наш ударник, человек с британским корнями, живущий долгое время в Украине, часто ездит на гастроли с различными коллективами. У него высокий IQ, это настоящий интеллектуал, с которым я люблю спорить как о музыкальных, так и философских проблемах.

— Откуда навеян мотив и образ песни «Шахтерская народная», которую едва ли не чаще прочих прослушивают в YouTube?

— Кстати, когда мы выложили ее в интернете, первыми среагировали пользователи Донбасса. Им понравился образ этакого народного мстителя, который выходит бороться против алчных олигархов, хочет отомстить за шахтерских вдов и сирот. Во многом этот образ появился в результате моего общения с жителями Донбасса. Мои тамошние друзья говорят, что та информация, которая «гуляет» по Украине о Донбассе, и та информация, которая поступает из официальных СМИ Донбасса, отнюдь не является правдивой.

Донбасс не такой однозначный, каким его хотят показать. На Донбассе хватает интеллигентных, думающих, воспитанных, цивилизованных людей. И одновременно Донбасс является типичной посттоталитарной территорией, которой присущ страх, это даже на расстоянии чувствуется! Сначала это был страх беглецов, бежали в Донбасс и там прятались или скрывались от властей, от наказания и тому подобное.

А потом, в 1990-е годы, пришел другой страх: быть сброшенным в шахту или быть убитым во время разборок. Большинство людей на Донбассе со страхом вспоминает те годы, когда бандиты, мафия устраивали там бойню, когда люди исчезали, когда убивали, среди прочего, убивали и за слово. Мне говорили, что не в каждой семье на Донбассе родственник, который пострадал в 90-е годы.

В тему: «Другой» Донбасс — «донецкие» глазами зарубежных кинопублицистов

Но все чаще ощутимо, заметно, через какие-то фибры души передается там мнение, что время Донбасса вставать с колен. Время выдавливать из себя раба, потому что жить дальше в том рабском состоянии, в которое, по большому счету, нас всех, всю Украину, загнали, так жить невозможно! Я просматриваю форумы в интернете, общаюсь с людьми — протестные настроения нарастают. И «Шахтерская народная» является, я бы сказал, озвучиванием таких настроений. Фактически, в ней говорится о культурологической войне, которая идет на Донбассе, — войне двух миров: война азиатчины, постсоветского, постсовкового, тоталитарного идиотизма и индивидуальной деятельности людей, которые больше не хотят жить в состоянии рабов.

— А кого вы считаете своей аудиторией?

— Это люди разного возраста, хотя проект «Кроткая украинизация» и рассчитан на молодежь. Наши друзья и поэтому наши слушатели — это люди разного возраста, которых объединяет настоящая, действенная любовь к Украине. Мы недавно играли концерт на фестивале «Бандерштадт» в Луцке, наше выступление состоялось сразу после речей ветеранов УПА. Среди них был и офицер УПА, который 30 лет просидел в советских лагерях, а в конце 1940-х годов он командовал отрядом, который уничтожил роту энкаведистов. Сейчас ему уже 96 лет, и он внимательно слушал наши песни, живо реагировал на них, ему понравилось!

Так же наше выступление пришлось по душе и другим воинам УПА! И это люди пожилого возраста, рядом с которыми сидели слушатели среднего возраста — это мое поколение, которое помнит и принимало участие в событиях начала 1990-х годов, в процессе становления украинского государства. И это поколение тоже положительно воспринимает «Кроткую украинизацию». Тогда же состоялось и возрождения украинского духа, который теперь мы пытаемся поднять с помощью нашего проекта.

А значит, мои друзья (соответственно и аудитория) — это все, кто любит, уважает, знает, понимает Украину и чувствует украинский дух!

Послушать «Шахтерская народная» (осторожно, ненормативная лексика)

Богдана Костюк, опубликовано на сайте «Радіо Свобода»