Виталий Портников: Другой бренд

Виталий Портников

Если вы хотите работать на нашем рынке - перестаньте подчеркивать свою связь с агрессором.

Когда российская компания мобильной связи МТС пришла на украинский рынок и приобрела отечественного оператора UMC, то поначалу это выглядело совершенно неоправданным ребрендингом. Украинский оператор был хорошо знаком абоненту, а московский бренд отнюдь не выглядел доказательством какой-то особой надежности. Но с годами стало ясно, что в МТС преследовали совершенно очевидную цель - создание мобильного "Советского Союза".

Вы можете переехать из одной страны в другую, а за окном ничего не изменится - все те же рекламные плакаты МТС и окна офисов со знакомой эмблемой. Это и был один из элементов идеологической экспансии бывщей империи - только на этот раз с помощью бизнеса. Всюду - МТС. Всюду - Сбербанк (только в России он просто Сбербанк, а в Украине - "Сбербанк России", чтобы не забывали). Всюду - "Лукойл". На языке бизнеса это называется мягкой подготовкой к поглощению - собственно, тебя уже поглотили,ты живешь в том же мире, что и поглощающая тебя компания и необходимо всего несколько дополнительных штрихов и несколько полков "зеленых человечков", чтобы МТС и Сбербанк окончательно стали твоими.

Но как раз с последними несколькими штрихами не получилось. И теперь мы наблюдаем, как российские компании начинают маскироваться под другую - европейскую цивилизацию. Возможно, им и раньше было выгоднее не тиражировать "Советский Союз", а убеждать нас в качестве услуг с помощью знакомых по европейским путешествиям брендов. Но задача была другой. А теперь она изменилась. Не благодаря им - благодаря нам.

Теперь, пересекая границы европейских стран, мы будем видеть в окнах офисов знакомый бренд, к которому быстро привыкнем в Украине. И тут вопрос не в том, что собственник останется в России - в конце концов, в Европе тоже немало российских денег, старающихся интегрироваться в западный бизнес. А в том, что время советской бизнес-экспансии завершается.

Российская компания - это больше не вопрос доверия. Российский бренд - это повод отказаться от услуг. Если вы хотите работать на нашем рынке - перестаньте подчеркивать свою связь с агрессором. Или вы в самом деле не ощущаете отрицательной ассоциации? Вы "Сбербанк России"? Той самой России, солдаты которой исподтишка убивают украинцев? Той самой России, к которой хотят присоединить наши земли проходимцы из Крыма и уголовники с Донбасса? Или вы из другой России? Тогда почему у вас в начальниках путинский соратничекГерман Греф? В конце концов, если вам так дорого гордое имя банка, ставшего символом ненадежности и несколько раз за свою долгую историю обворовавшего беззащитных советских вкладчиков, то откажитесь хотя бы от географической привязки к агрессору.

Это то, что мы можем предлагать с полным правом после того, как в МТС решили воспользоваться европейским брендом. Потому что именно в мире таких брендов мы хотим жить. А МТС, "Аэрофлот", "Лукойл", "Сбербанк России" и прочие тени прошлого - пускай остаются там, в своем новом Советском Союзе.