Виталий Портников: «Cмотрящие» могут оказаться последним доводом перед Евро­-2012

Президент Виктор Янукович потребовал от вице-премьера Бориса Колесникова и министра экономики Петра Порошенко добиться снижения цен в гостиничных номерах во время проведения европейского футбольного чемпионата. Какие реально административные рычаги будут применяться для регулирования рыночных цен, пока неясно.

Передел имущества: почему олигархи должны договориться с обществом Список «кошельков»: почему Виктору Федоровичу не надо дразнить Европу Москва словам не верит: почему Виктор Федорович не делает выводов Непонятно и то, как правительство и владельцы будут решать вопрос об «адекватности» цены. Ведь то, что покажется «адекватным» для миллиардера Бориса Колесникова, может отнюдь не выглядеть таковым для студента из Германии или Польши, который приедет в Украину в туристическом автобусе.

Но дело даже не в этом. И даже не в том, найдутся ли на самом деле административные рычаги. В конце концов, власть, активно применяющая институт «смотрящих» в качестве параллельной исполнительной власти, может добиться впечатляющих успехов в борьбе с владельцами гостиниц, используя малозаметные посторонним методы. Дело — в инфраструктуре. Когда Украина подавала заявку на проведение Евро­2012, нам много рассказывали о толчке, который проведение чемпионата даст развитию национальной экономики.

Как появятся тысячи новых гостиниц, как будут проложены дороги. Сегодня мы передвигаемся по колдобинам даже в городах проведения чемпионата и надеемся, что гостей страны будут интересовать исключительно стадионы, иначе Евро­2012 из чемпионата по футболу превратится в чемпионат национального позора. Большого количества гостиниц тоже не было построено, и неудивительно. Для их появления нужно не только проведение футбольного праздника, но и трезвая оценка туристического и делового потенциала страны.

Украина сегодня — государство с криминализированной экономикой и крайне неразвитой туристической инфраструктурой. Инвесторам здесь нечего делать — они просто не ездят в страны, в которых президенты дают правительственным чиновникам поручение «разобраться» с владельцами того или иного бизнеса. Турист в Украине оказывается беспомощным и ненужным: в городах проведения чемпионата, за исключением Львова, нет даже государственной туристической информации! Даже в столице такой пункт туристической информации открыт благодаря инициативе «Интересного Киева» — большое ему за это спасибо, хоть не придется нам, киевлянам, краснеть перед гостями города. Проблема в том, что в Украине Петербурга нет — одни Нижние Новгороды И вот возникает простой вопрос: а зачем?

Зачем строить гостиницы, запускать скоростные поезда, открывать новые аэропорты, когда туристов в достаточном количестве здесь нет и не предвидится, а у украинцев попросту нет денег на частые заграничные вояжи? Конечно, можно удерживать цены в гостиницах на цивилизованном уровне, но поскольку в большей части городов отели не заполняются, владельцы просто пытаются окупить вложения — да, дико, по-варварски, по-базарному, но если бы эти гостиницы действительно сталкивались с большим количеством приезжих без чемпионата, такой досадной ситуации могло бы и не быть. Да, государство может удерживать цены в скоростных поездах на уровне покупательной способности граждан, но вот только это приведет к новым убыткам «Укрзалізниці», сделает проект нерентабельным, поставит под вопрос возможность ремонта имеющихся составов и закупки новых. Это никакие не прогнозы, это опыт.

В России скоростной маршрут из Москвы в Санкт-Петербург — самый удачный пассажирский проект. Но цена на билеты начинается от сотни евро, и речь идет о сообщении между двумя городами с повышенной деловой и туристической активностью. Этим маршрутом передвигаются чиновники и гости России, москвичи, которые могут позволить себе провести выходные в Питере, и петербуржцы, которые могут позволить себе выходные в Москве. А вот аналогичный маршрут из Москвы в Нижний Новгород — убыточный.

И таким же убыточным будет маршрут из Москвы в любой другой город, кроме Санкт-Петербурга, пока Россия не станет иной страной, без излишней централизации и сосредоточения денег, коррупции и инфраструктуры в столицах. Проблема в том, что в Украине Петербурга нет — одни Нижние Новгороды. Об аэропортах я уж и не говорю, потому что не знаю, сколько лет будут пустовать наши новые гиганты, как уже более двух десятилетий пустует огромный аэропорт Минска. Вот о чем нужно думать помимо цен в отелях! Чемпионат не для того, чтобы пускать пыль в глаза, а для того, чтобы создать привлекательный образ страны.

Именно этого — что сейчас можно утверждать с полной уверенностью — и не произойдет. Евро­2012, скорее всего, подчеркнет, что в Украине делать нечего. Уже сейчас многие потенциальные участники и гости состязания воспринимают нашу страну просто как место, куда нужно прилететь днем, сыграть или посмотреть матч и улететь обратно или уехать в Польшу жить, тренироваться и развлекаться.

Это — чемпионат по футболу в Польше, Украина — лишь досадное увеличение расстояния. Для того чтобы было иначе, мы были обязаны за время подготовки к Евро­2012 думать не только о стадионах и аэропортах, но и о привлекательной стране. Привлекательной прежде всего для ее жителей, потому что только тогда страна оказывается комфортной и интересной для гостей.

 

Виталий Портников