Футбол – вместо больниц и госдолга. Каждый украинец заплатил за Евро-2012 – 1420 гривен…

 

Но кто-то же из всей этой мегазатеи, в которой украинцев заставили участвовать власти, вышел в плюсах? Мы все отдали по полторы тысячи гривен (я с двумя детьми и женой - в сумме 6 тысяч, лучше бы съездили отдохнуть). А кто заработал на нас?..

 
Фото: В Европе стоимость билетов тоже посчитали завышенной...

Известный украинский еженедельник «Комментарии» решил немного подсчитать: кто заработал, а кто потерял на Евро-2012. Потеряли рядовые украинцы - заплатившие из своего кармана за весь этот футбольный праздник...

Кому достались госзаказы

 Не дождавшись денег иностранных инвесторов, Украина вынуждена практически самостоятельно финансировать строительство футбольной инфраструктуры. А потому самыми хлебными в последние пару лет оказались тендеры на строительство объектов к Евро–2012. Лидером по привлеченным заказам стала донецкая компания «Альтком». Сплетники связывают ее с вице-премьером и министром инфраструктуры Борисом Колесниковым, но никто так и не смог доказать наличие прямых связей между чиновником и успешным предприятием, миллиардами осваивающим бюджетные деньги.

Только в 2011 году, по некоторым подсчетам, компания заработала на государственных подрядах по строительству дорог, аэропортов и стадионов около 7 млрд. грн. За ней следует донецкая «АК Инжиниринг», наиболее известным проектом которой стала реконструкция НСК «Олимпийский». Общий объем доходов компании от выигранных госзакупочных тендеров оценивается в 2 млрд. грн.

Неплохо могли заработать и братья Чуркины, совладельцы Львовского автобусного завода. В разгар подготовки к чемпионату предприятие получило безальтернативный заказ от Мининфраструктуры на производство 1,5 тыс. автобусов и 500 троллейбусов для принимающих городов Евро–2012 на общую сумму в 3,5 млрд. грн. Однако по состоянию на конец прошлого года бюджет выделил лишь 200 млн. грн. на погашение процентов по кредитам, на которые многие муниципалитеты не рассчитывали, надеясь получить технику от государства в дар.

Не стала неожиданностью и другая победа. В ноябре НТКУ и каналы Рината Ахметова «Украина» и «Футбол» выиграли тендеры на трансляцию матчей Евро в Украине. Минута рекламы во время трансляции только групповых матчей обойдется в среднем в 3 млн. грн., что позволит этим каналам заработать более 2 млрд. Правда, часть прибыли каналам придется отдать УЕФА.

Евро–2012 сделало украинцев беднее…

 Изначально планировалось, что на подготовку к футбольному чемпионату казна потратит всего 20% от необходимых средств, остальное вложат инвесторы. По факту общий объем государственных расходов, включая предоставленные под подготовку к Евро госгарантии, уже превысил 80% общих затрат.

Частные инвестиции полноценно работают только в Харькове, где Александр Ярославский в значительной мере взял на себя возведение объектов инфраструктуры, включая гостиницы, аэропорт и стадион. В Донецке Ринат Ахметов ограничился лишь новым стадионом. В Киеве и Львове о том, чтобы привлекать каких-либо «лишних» инвесторов, никто не заикается.

Единственным «инвестором», ярко засветившимся в строительстве объектов транспортной инфраструктуры столицы, стало ООО «Амадеус Ко», которое потратит 541 млн.

грн. на строительство вертолетной площадки для президента. Правда, если учитывать выявленную СМИ связь между строительством этого комплекса и закупкой так называемой «вышки Бойко», деньги этой компании вряд ли можно называть частными.

Таким образом, чемпионат кроме праздника обернулся для обычных украинцев дополнительным налогом. За пять лет из государственного и местных бюджетов на подготовку к чемпионату ушло 65,34 млрд. грн. Что в расчете на каждого из 46 млн. наших сограждан составит 1420 грн., или 284 грн. за каждый год подготовки к футбольному шоу.

Чего лишил нас футбол?..

Потраченным на Евро–2012 средствам можно было бы найти куда более достойное применение. К слову, именно столько (65 млрд. грн.) заложено в государственном бюджете на 2012 год на обслуживание госдолга. Впрочем, это далеко не единственный возможный вариант достойной альтернативы применению упомянутой суммы. Скажем, эти средства могли бы пойти на строительство больниц или амбулаторий семейных врачей, которых критически не хватает для проведения запланированной медицинской реформы.

В среднем одна амбулатория обходится бюджету в 1 млн. грн. На всю страну необходимо около 10 тыс. таких заведений (в среднем по 4–5 тыс. человек на одну амбулаторию). Оставшиеся деньги можно было бы пустить на возведение в каждом районе перинатальных центров (около 20 млрд. грн.) и в каждом областном центре — специализированных больниц (около 30 млрд. грн.).

Не лишними были бы 65 млрд. грн. для ЖКХ. Например, только на утепление всего жилья (около 230 тыс. жилых многоквартирных домов разных годов постройки и конструкции) необходимо потратить минимум по 1 млн. грн. на каждый. На деньги, сэкономленные на Евро–2012, можно было бы утеплить только самые изношенные здания.

Еще один способ потратить 65 млрд. грн. — строительство новых и реконструкция существующих дорог. По самым скромным расчетам «Укравтодора», текущий ремонт1 кмукраинского шоссе стоит 1–3 млн. грн. Таким образом, из всей сети магистралей и проселочных дорог протяженностью в 170 тыс. км «ямочный» ремонт удалось бы сделать на половине маршрута.

Во сколько обойдется Евро-2012 одному туристу?..

 Судя по всему, Украина ожидает в гости лишь зажиточных болельщиков. Одна из главных статей расходов — проживание. Разброс цен тут довольно большой — от гостиничных номеров и апартаментов по 6–8 тыс. грн. за ночь (можно найти номера по 1,5–2 тыс. грн. в трех-, четырехзвездочных гостиницах) до кемпингов по 400–800 грн. за право в течение суток жить в палатке (столько же обойдется проживание в частном секторе).

Предположим, что среднестатистический болельщик проведет в Украине минимум три-пять дней (групповые матчи своей команды плюс пару дней на экскурсии). Скорее всего, на еду и напитки, включая горячительные, по самым скромным оценкам будет уходить не менее 150 грн. в день. При трехразовом питании за пять дней на еду уйдет не менее 2,3 тысяч гривен.

 

Добавим сюда и расходы на транспорт...

С большой долей вероятности иностранцы будут активно пользоваться в принимающих городах услугами такси. На примере Киева и функционирующей уже сегодня системы централизованных перевозок между столицей и аэропортом «Борисполь» можно предположить, что переплачивать гости Украины будут минимум вдвое, а то и втрое. Соответственно, поездка в одну сторону стоимостью в 100 грн. будет считаться счастливой случайностью.

Ходят слухи, что для простоты расчетов таксисты в дни Евро–2012 могут просто перевести ценники в евровалюту. Если предположить, что более 300–400 грн. в день иностранец не проездит, общая цена пользования транспортом для болельщика составит около 1500 грн. Итого пятидневка (без экскурсий, сувениров и ночных развлечений) обойдется туристу из Европы в 11,3 тыс. грн., или чуть более тысячи евро.

Минимизаторы прикрылись чемпионатом…

 Чемпионат Европы по футболу 2012 года дал возможность многочисленным лоббистам законодательно закрепить разнообразные минимизационные схемы. Во-первых, речь идет о возможности закупать любые товары, работы и услуги в рамках подготовки к чемпионату по упрощенной процедуре у одного участника. Во-вторых, особые льготы получил гостиничный бизнес: все 3-, 4-, 5-звездочные отели, которые будут введены в эксплуатацию до сентября 2012 года, получат право пять лет не платить налог на прибыль. Кроме того, их хозяевам компенсируют проценты по привлеченным кредитам.

Изначально норма в Налоговом кодексе была выписана настолько размыто, что строить «гостиницы» и «гостиничные комплексы» ринулись все девелоперы офисных центров. Формулировка в законе позволяла считать гостиницей любое здание с несколькими гостиничными номерами. Однако позднее в кодекс были внесены правки, согласно которым эта льгота распространяется только на прибыль от отдельной деятельности и только в случае, если этот бизнес приносит его хозяину 75% от всей его прибыли.

В-третьих, у застройщиков появилась возможность отчуждать любые понравившиеся участки под видом общественной необходимости. Еще при Викторе Ющенко в профильном законе появились правки, позволяющие отчуждать землю под стадионы и прочие объекты спортивной инфраструктуры. «Бело-голубая» команда неоднократно пыталась продавить через парламент схему, согласно которой отчуждать такие земли можно и для обслуживания объектов к Евро–2012. То есть, в неограниченном радиусе вокруг самого объекта.

Однако наиболее одиозным является, к счастью, пока так и не реализованный законопроект, инициированный правительством Николая Азарова, о беспошлинном и без уплаты НДС ввозе целого ряда товаров под чемпионат. Без налогов собирались ввозить ковры, шляпы, комбайны, целый ряд продуктов питания и даже золотые слитки.

       

 

Автор: Юрий ЩЕРБИНА.