Евроинтеграции Украины не хватает политической воли ( DW.DE )

Согласно мониторингу повестки дня ассоциации Украина-ЕС, ни один из ее пунктов не выполнен. Одной из причин торможения евроинтеграции эксперты называют уголовное преследование властями оппозиции.

По предварительным данным мониторинга "Содействие общественному контролю за реформами на Украине в соответствии с европейской политикой добрососедства", который при поддержке Евросоюза реализуют Гражданская сеть ОПОРА (Украина) и Европейское партнерство для демократии (European Partnership for Democracy), не выполнен ни один из приоритетов утвержденной полгода назад Повестки дня ассоциации Украина-ЕС. Авторы мониторинга проанализировали выполнение десяти приоритетов, утвержденных в ходе состоявшегося год назад киевского саммита Украина-ЕС. Среди приоритетов - конституционная реформа, реформы местного и государственного управления, избирательного законодательства и судопроизводства, а также борьба с коррупцией и соблюдение прав и основных свобод человека.

Шаг вперед, два назад

Оглашая результаты общественного мониторинга, координатор этого проекта Ирина Швец отметила, что наряду с некоторыми положительными тенденциями, "правительство Украины продолжает принимать решения, противоречащие имплементации европейских стандартов". Так, например, в соответствие с решениями прошлогоднего саммита создана Конституционная ассамблея для разработки основного закона Украины по европейским нормам.

В то же время президент Украины Виктор Янукович "ежемесячно выдает десятки указов, правовая регламентация которых выходит за пределы его конституционных полномочий". Сохраняется тенденция к усилению политического влияния на суды. "Власть успешно реализует механизм отбора "нужных" судей и расправы над нелояльными судьями", - сказано в отчете авторов мониторинга.

Самые позитивные тенденции, по их мнению, наблюдаются в сфере обеспечения свободы собраний граждан и в исполнении решений Европейского суда по правам человека. Тем не менее эксперты отмечают, что хотя по остальным десяти приоритетам и наблюдается некоторый прогресс, реальные шаги по внедрению европейских стандартов блокируются. В качестве примера, авторы мониторинга приводят реформу закона о выборах депутатов парламента.

Юридический орган Совета Европы - Комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) - рекомендовала дополнить существовавшую систему выборов открытыми партийными списками. Вместо этого провластное большинство в Верховной раде приняло закон о смешанной пропорционально-мажоритарной системе.

Фактор Тимошенко

Эксперт гражданской сети "Опора" по вопросам евроинтеграции Вадим Трюхан пояснил застой в отношениях между Украиной и ЕС отсутствием политической воли у украинского руководства и нежеланием Евросоюза обеспечить Украину "инструментами для быстрой интеграции". На это научный директор киевского Института евро-атлантического сотрудничества Александр Сушко ответил, что ключевые страны ЕС "очень четко дали понять, что прогресс в подписании соглашения об ассоциации возможен только при условии прекращения политически мотивированного преследования экс-премьера Юлии Тимошенко и других членов ее правительства".

 

Виктор Янукович

Виктор Янукович

На недопустимость политических преследований руководство ЕС недвусмысленно указало Януковичу еще в декабре минувшего года в ходе саммита Украина-ЕС, когда из-за нежелания Киева прислушаться к призывам Брюсселя было сорвано ускоренное введение зоны свободной торговли между двумя сторонами. В последнее время украинский президент заговорил о паузе или даже об отходе от евроинтеграции.

Однако киевский политолог Виктор Небоженко считает, что этим планам не суждено сбыться. "Жители Донецка, Харькова, Киева и Львова в ходе общения с европейскими болельщиками во время проведения Евро-2012 получили евроинфицирование и убедились, что Европа - это здорово. Новые политически силы на Украине обязательно подхватят и используют эту тенденцию массового народного стремления в Европу", - уверен политолог.