Основатель сайта «durdom.in.ua», известный украинский блоггер Роман  в эксклюзивном «Polittech» делится профессиональными секретами, рассуждает об украинской политике и рассказывает, почему политика так похожа на дурдом.

- Роман, стебаться над политиками и политикой – это ваше кредо? По-вашему, к ним нельзя относиться серьезно?

- Я бы не сказал, что занимаюсь только стебом. У меня много и аналитики. То, что я размещаю в «Фейсбуке» – да, в основном, это приколы. А то, что я пишу на «Украинскую правду» – частично аналитика, частично обзоры о политике, частично – стеб.

Вообще, я математик по образованию, человек аналитического склада ума. Закончил Харьковский мехмат с красным дипломом, но в аспирантуру не пошел. Долгое время занимался бизнесом. Поэтому мне ближе аналитика. Но есть такое выражение, что юмор – это высшее проявление интеллекта. Так что мне нравится такое совмещение.

– Как вы выбираете темы для своих блогов? Может, вам кто-то заказывает статьи?

- Я ведь не журналист, статей по графику не пишу. Я просто обычный интернет-пользователь, который «заразился» интересом к политике. Поэтому на заказ я писать или рисовать не умею.

Вот если задевает какая-то тема, цепляет, тогда могу написать. Если говорить о картинках, которые я размещаю, то это 90% – не мое творчество, а людей с моего сайта. И я выбираю то, что мне нравится, и размещаю в Фейсбуке, а потом в блогах УП.

- Вы почувствовали, что сейчас блоггеры не менее, а то и более влиятельны, чем журналисты?

- Да, несомненно. У нас нет национальной блогговой платформы, как в России ЖЖ. Да, есть блоги на «Украинской правде», на «Корреспонденте». Но увеличение влияния блоггеров я связываю с появлением Фейсбука. Он связал в единую сеть разрозненные блоговые платформы, и интересные посты стали более широко распределяться «вирусным» образом.

Мнение блоггеров стало более заметно и значимо. И это закономерно. Ведь журналисты должны быть объективными, а у блоггеры пишут то, что думают, они имеют полное право на выражение собственного субъективного мнения. Кроме того, в том же Фейсбуке и Твиттере родилась новая культура потребления информации.

Сейчас ценятся более короткие, но внятные тексты, яркие визуальные образы. Длинные «простыни» уже никто не читает.

- Вы отметили для себя особое влияние соцсетей во время избирательной кампании?

- Не могу сказать, что они сильно повлияли на выборы. Это в России есть яркий пример рождения политика из блоггера – это Алексей Навальный. В Украине такого примера нет.

- Не хотите стать первым?

- Нет (Смеется).

- Вы давно следите за выборами в Украине?

- У меня было несколько этапов наблюдения за выборами. Поскольку я математик, и люблю всякие циферки, то я за результатами выборов следил всегда. Мне было интересно, кто сколько получил процентов, кто сколько получит мандатов. Конечно, я тогда жил в Харькове, и то, что происходит в Киеве, было от нас очень далеко.

Сейчас Интернет все это связал, и человек в любой точке Украины может быть в курсе всех событий, а раньше прходилось прикладывать усилия, чтобы что-то узнать. Потом я занялся бизнесом, и, интересуясь деловой информацией, попутно интересовался и политикой. Пик интереса пришелся на Оранжевую революцию.

Я зарегистрировался на форуме «Украинской правды», много писал там. Когда уже стало понятно, что таких перемен, как в Грузии, от Ющенко ждать не приходится, политика превратилась в «спорт». Когда для развлечения болеешь за одну или другую команду, понимая, что реальных реформ не будет. Но я всегда серьезно отслеживал все политические новости. Люди, которые сидят на политических форумах, порой разбираются в ситуации даже лучше профессиональных политтехнологов. Они там живут, сидят в интернете по 12 часов. Сейчас, возможно, формат форумов не так актуален: дискуссия перешла в Фейсбук. И слава Богу: меньше матов и оскорблений.

- По 12 часов сидеть на форумах – это не каждый может себе позволить. Надо ведь и деньги зарабатывать. Вот вы, например, на что живете?

- Для меня нынешние выборы со всех точек зрения – новый этап. С одной точки зрения, это – предел, до которого дошла страна. И по тому, какие партии с какими показателями пройдут в Раду, можно будет поставить «диагноз» стране – будет ли жизнь в стране или нет. И я собираюсь 29 октября серьезно сесть и посмотреть на все эти вещи.

Сделать для себя выбор: нужно ли вообще чем-то подобным заниматься. С другой стороны, это новый для меня этап, потому что раньше я занимался бизнесом, у меня были какие-то накопления. И сейчас основные доходы у меня практически закончились и нужно думать как жить дальше. Я дотянул до какого-то рубежа в финансовом плане.

Конечно, сайт «Дурдом» останется, но он не требует больших вложений –100 баксов в месяц на хостинг плюс мое время на администрирование. Ведь у нас нет штата. Дальше я буду думать, что делать: либо возвращаться в бизнес, либо развивать другую деятельность.

- Может, политтехнологом станете?

- Честно говоря, я считаю, что из меня вышел бы хороший консультант. Когда я занимался бизнесом, продажами, маркетингом, я понял одну закономерность. Психология избирателей и психология покупателей в супермаркете практически одна и та же. Идентичны и навыки принятия решений. Но я не уверен, что хочу заниматься именно этим. В принципе, «у мене є мрія» сделать большой украинский интернет-проект. Сейчас я об этом думаю.

- Что вас как блоггера, и как гражданина, радует и раздражает в нынешней кампании?

- Сложно сказать. С одной стороны, в выборы вкладывается много денег. Но даже сейчас можно поехать по Киеву и увидеть массу свободных бордов. В 2010 году такого не было: все было забито. А сейчас много коммерческих щитов.

Что касается рекламы, то телевизор я давно не смотрю, он у меня даже из сети вырублен. Иногда включаю, чтобы посмотреть политическую рекламу, нужно ведь быть в курсе. Если говорить об Интернете, то партии его потенциал не сильно используют. Например, страничка в Фейсбуке Партии регионов – это площадка для стеба. Туда просто просятся смешные картинки.

Они вообще на этих выборах сильно сдали по качеству креатива. У оппозиции была иногда в Фейсбуке инфографика интересная, цепляла. Всех удивили коммунисты. Качественная кампания.

- Вы не раз заявляли, что мечтаете о дисквалификации Партии регионов. Вы верите, что это произойдет?

- Я верю, что это нужно делать. Последние соцопросы показали, что у ПР – около 30%. Приблизительно такие же цифры у них были в 2006, 2007 году и в 2010 – у Януковича на президентских выборах. Если избирателей Партии регионов все еще остается так много, то это очень плохо. Это означает, что люди ничему не научились.

В Украине всегда побеждала оппозиция. И даже Янукович пришел к власти как оппозиционер. Это говорило о том, что люди осмысливают свой прошлый выбор, пытаются как-то изменить его. Избрали – не понравилось – избрали других.

В Центре и на Западе Украины люди продолжают следовать этим принципам, а на Востоке все замерло: голосуем за партию власти. Либо НДП, либо «ЗаЕдУ!», теперь вот – Партия регионов, Партия регионов, Партия регионов. А ведь это партия, которая уничтожает будущее страны. Государство может развиваться только в том случае, если есть свободная политическая и экономическая конкуренция. Сейчас и то, и другое власть просто закрывает. И ставит «шлагбаум» развитию. И если трети избирателей это нравится, то стране – труба. Это, кстати, один из критериев, который я для себя вывел. Если Партия регионов наберет более 30% голосов, то ничего хорошего в этой стране не будет. Причем на протяжении ближайших десятков лет.

Продолжение следует …