Азаров «с удовольствием» помолится за «русский мир»

«Потрясающий человек, умница, прорусский человек…»


Несколько дней назад Александр Проханов («солдат империи», главред российской газеты «Завтра») в интервью радио «Эхо Москвы» воспел нашего замечательного премьера в таких выражениях, которых Николай Янович за всю свою долгую жизнь, пожалуй, даже от соратников по партии не слышал. Цитируем:

«Я только что вернулся с Украины, где я вел беседу с Азаровым, премьер-министром. Конечно, тоже потрясающий человек, умница, прорусский человек. Это просто русский человек. Он мне открыл наконец драму сегодняшней Украины. Вот эта глубинная такая драма, раскол, который сегодня рассекает украинское общество на две половины – прорусская часть, тяготеющая к общему русскому, междуславянскому, и эта русофобская, сложившийся такой очень мощный, агрессивный, пассионарный комплот – она, эта вторая часть, она торпедирует все инициативы, связанные с созданием общего славянского поля.

Поэтому русский язык, проблема русского языка, он мне объяснял, и севастопольский флот крымский, и проблема православия, и всё, что взрывает сегодняшнюю Украину – это результат вот этой таинственной глубинной связи. Это, конечно, блестящий политик. Я просто не подозревал, что на Украине существуют такие умницы»(конец цитаты).

Это неведение вполне простительно – многие и в Украине не подозревают, что Николай Янович «такая умница». Видимо, г-н Проханов, в том же интервью ляпнувший, что «классическая оранжевая революция предполагает кровь», не подозревал, что этот «потрясающий прорусский человек» в 2004 году красовался на сцене «кровавого» Майдана. Но это мелочи.

Сегодня на сайте «Завтра» появилась беседа этих двух достойных мужей, суть которой в том, чтобы представить установление в Украине наглой диктатуры одного клана как нечто более приличное, как именно «драму» с «таинственной глубинной связью». Такой подход, разумеется, вполне устроил обоих собеседников: один развивал свои «мировоззренческие» построения, второму было приятно, что его воспринимают как человека, способного мыслить «категориями», отличными от цены на капусту.

Вот, например, такой экскурс в литературу:

Проханов: «Я вот ещё о чём подумал, Николай Янович. Конфликты, которые происходят внутри нашего общества, они совершенно очевидно деструктивны. Но нельзя ли эти конфликты, если ими умело управлять, перевести из области схватки, деструкции в область творчества?

Например, Гоголь, мой любимый писатель. До сих пор идут споры в русской культуре: кто такой Гоголь: украинец или русский? Всеми своими корнями, всей своей ранней красотой — Диканькой, Бульбой — он украинец, он воспел Украину. Воспел её на русском языке.

Но когда он писал о России, это были довольно мрачные произведения, он рисовал довольно мрачные картины: «Ревизор», «Мёртвые души», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». Это тяжёлая Русь, её не сравнить с лучезарной солнечной Украиной. Эти два начала, которые в нём постоянно присутствовали, постоянно сражались, перешли в восхитительное творчество. Нельзя ли в ваши сегодняшние драматические конфликты с той пассионарной агрессией, которую постоянно демонстрируют «западенцы», как мы их называем, и с той деловой, упрямой, спокойной позицией, которую демонстрируют левобережные украинцы и сама «Партия регионов», перевести эту конфликтность в творчество? Наверняка такая ситуация может внутреннюю конфликтность перевести в потрясающий трамплин для украинского развития» (конец цитаты).

Николай Янович не рискнул развить предложенную метафору, ясное дело: согласиться, что Партия регионов продолжает дело «тяжелой Руси», создавая почву для появления новых «Ревизоров» и «Мертвых душ», - это ему как-то не с руки. Но и «западенцев» спокойно проглотил, сделав вид, что пришел в полный восторг от «истины», которая прописана в школьных учебниках: «Вы сейчас обратили моё внимание на то, что, если сравнить произведения Гоголя, связанные с его малороссийскими корнями, с его петербургским периодом, то здесь чувствуется очень большое различие».

Но г-н Проханов не успокаивается и продолжает громоздить вопросы в своем излюбленном стиле имперско-православного китча:

«Я подумал: а что, если после очередных газовых переговоров наши президенты придут в абсиду Святой Софии и отслужат там общий молебен во имя прославления русского мира. Это то, о чём постоянно говорит наш патриарх: о потрясающей мощи и красоте русского мира, который занимает неповторимое место в мировой цивилизации.

Вы бы пришли на такой молебен?»

Азаров: «Ну, конечно, с удовольствием».

Как примерно будет выглядеть этот молебен в Софии Киевской, показывает иллюстрация, украшающая титул сайта «Завтра» (автор Геннадий Животов, название «Богородица Оранта, собери президентов в Святой Софии!»). Персональный состав, правда, немного иной, но лица те же:

Явно, конечно, не хватает на полотне портретов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Брежнева и членов Политбюро ЦК КПСС, ну и, разумеется, патриарха Гундяева и самого Николая Яновича.

Но и без перечисленных персонажей трудно, пожалуй, найти более «удачную» иллюстрацию «неповторимого места» и «потрясающей мощи» «русского мира». Андрей Рублев с его «Троицей» просто, извините, «отдыхает».

Егор НЕХЛЮДОВ