Очередная афера Януковича

Набирает обороты афера власти Януковича в виде так называемого льготного кредитования неких приоритетных проектов. С одной стороны, дело вроде бы хорошее: экономика и страна в целом требуют государственной поддержки и финансирования множества проектов, например в сфере инфраструктуры. Но с другой стороны, раздача через госбанки денег под низкие проценты «молодым донецким дарованием» в лице первого вице-премьера под непонятные и неизвестные широкой общественности «прожекты» имеет все шансы превратиться в очередной «распил», расплачиваться за который придется гражданам Украины.

Напомним, что 27 февраля 2013 года Кабмин Азарова Постановлением № 187 принял Государственную программу активизации и развития экономики Украины на 2013-2014 годы. Стоимость программы правительство Януковича-Азарова оценило в 380 млрд грн, т.е. в сумму соизмеримую с годовым бюджетом страны. Возник вопрос, где брать такую огромную сумму, но отвечать власть не торопилась. Только в конце мая министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов побаловал заявлением: с целью широкой модернизации промышленности, поддержки национального товаропроизводителя и реализации политики импортозамещения власть планирует осуществить переход на новые принципы кредитования и предлагает применить ряд механизмов государственной поддержки предприятий базовых отраслей и предприятий, имеющих значительный потенциал импортозамещения, включая льготное кредитование.

После этого витиеватого заявления стало ясно: будет «распил бабла», причем государственного, поскольку коммерческие банки вряд ли согласятся играть в подобные игры, да еще с властью Януковича, выросшей на «разводах» и «отжимах». На днях это предположение стало находить подтверждение.

Для отбора финансируемых на условиях госгарантий проектов 3 июня был создан Финансово-кредитный совет. Его возглавил первый вице-премьер, то есть Арбузов, его заместителем стал министр финансов; в совет вошли министр экономического развития и торговли, глава НБУ и один из вице-премьеров. Юридический статус, полномочия и процедура формирования этого органа является более чем сомнительным, поскольку они не прописаны ни в каких нормативных документах.

Но если верить заявлениям чиновников, эта «лавочка» уже развила бурную деятельность. По информации Кабмина, в Министерстве экономического развития и торговли уже имеется список, состоящий из примерно 2000 проектов. В свою очередь, первый заместитель главы администрации Ирина Акимова поведала, что на рассмотрении первого вице-премьера Сергея Арбузова находится 800 проектов, а 60 из них уже готовы к передаче в банки. Обращает на себя внимание тот вопиющий факт, что общественность и независимые эксперты находятся в полном неведении, под какие проекты планируется выделение средств или предоставление госгарантий на миллиардные суммы. Акимова лишь ограничивается общими фразами о том, что речь идет о капитальных проектах бюджетных распорядителей, а также любых инвестиционных, инновационных и инфраструктурных, которые «имеют стратегическое значение» для экономики страны. Напомним, что со времен Евро-2012 у нас уже имеются «стратегические» терминалы в аэропортах, которые простаивают, поезда «Хюндай», которые непрерывно выходят из строя, стадион во Львове, который собираются демонтировать за ненадобностью, – и все это на миллиарды народных денег!

На сей раз «громадье планов» намечается ничуть не меньшее. По информации Кабмина, до конца года будут предоставлены государственные гарантии на 50 млрд грн, из которых гарантии на 10 млрд грн будут выданы по кредитам международных организаций, а на 40 млрд грн — по остальным эффективным проектам. И здесь начинаются проблемы…

Власть рассчитывает, что банки выдадут кредиты на указанную сумму 50 морд грн на неизвестные общественности «приоритетные» проекты под… 10% годовых, то есть учетная ставка Нацбанка плюс 2% банковской маржи. Да вот только коммерческие банки с этим не согласны даже при наличии госгарантий, поскольку рыночная ставка сейчас достигает 25%, а средняя ставка составляет 15,57%. Обвинять банкиров в жадности едва ли стоит, поскольку гривневые ресурсы им обходятся в среднем по10-17,2% годовых, а о кредитовании на 10 лет коммерческие банки и вовсе говорить не хотят.
К тому же общая сумма в 50 млрд грн, сравнимая с дефицитом бюджета, исчисляемое в тысячах количество неких таинственных «проектов» и полное отсутствие четко сформулированных приоритетов, на основе которых будут отбираться проекты и выделяться деньги, вызывает у банкиров обоснованное подозрение, что все окончится новым масштабным «распилом бабла». К тому же, непонятно, в какие сроки государство будет возвращать банкам потраченные ресурсы, если заемщик не рассчитается, и что будет с процентами и пеней.

Таким образом, власти остается надеяться только на подконтрольные государственные банки, прежде всего Ощадбанк и Укрэксимбанк. Но они не готовы выделять 50 млрд грн. Более того, они не увеличивают, а наоборот, сокращают кредитование: в 1-м квартале 2013 года суммарный кредитный портфель двух банков сократился на 4,35 млрд грн.

Заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам труда и социальной политики, депутат от партии УДАР Павел Розенко суету вокруг льготного кредитования охарактеризовал кратко и категорично: главная цель – украсть, а «тысячи стратегических проектов» – это пиар-шоу, предназначенное для прикрытия воровства. Депутат обратил особое внимание на тот факт, что никому не известные «проекты» рассматриваются на междусобойчике, которых заправляют первый вице-премьер Арбузов и министр финансов Колобов, то есть представители «Семьи». Поэтому средства будут выделяться под «семейные» бизнесы или приближенных к Януковичу олигархов, но главная цель – это все же дерибан.

Александр КАРПЕЦ

для INTV