Роман Шрайк: Гадание на политической гуще

 Роман Шрайк

Основатель сайта durdom.in.ua

Я обещал написать прогноз выборов после старта кампании. Но со стартом кампании начнется и обсуждение списков, которые будут утверждены в ближайшие три дня, и все остальное утонет в информационном шуме. Так что сделаю прогноз сегодня:)
Насчет списков – разговоров про них уже много, а завтра будет еще больше, например "Батькивщине" предстоит из 101 нынешнего депутата фракции выбрать примерно 50, которые попадут на проходные места. Оставшиеся за бортом недовольные наверняка будут шуметь, перекрывая Олимпиаду.
Но нужно понимать, что наши избиратели голосуют за партийные бренды и за лидеров партий. Первые пятерки и "хвост" списков – это тоже составная часть бренда, но не первостепенная.
Для определившихся избирателей списки имеют такое же значение как дизайн футболок любимой команды. Если не понравится – поплюются, но поддерживать не перестанут.
Да и вообще – основная масса избирателей будут знать про "хвосты" списков ровно столько, сколько о них расскажут ведущие телеканалы.
Хотелось бы, конечно, жить в стране, в которой избиратели голосуют за программы и за тех, кто берется их реализовывать, но имеем то, что имеем. Этот этап взросления общества у нас еще впереди.
***
Для анализа я беру стартовую расстановку партий и ту рекламную активность, которую довелось увидеть.
Батькивщина
На последних парламентских выборах в 2007 году БЮТ набрал 31%, на президентских выборах в 2010 Юлия Тимошенко в первом туре получила 25%.
В сложившейся обстановке политической апатии можно было бы ожидать дальнейшее падение рейтинга, но власть отправила лидера блока в тюрьму и вообще радикализовала обстановку в стране. К тому же к партии на этих выборах присоединились Арсений Яценюк и Анатолий Гриценко, имеющие свой личный ненулевой рейтинг.
После всех этих слияний и поглощений "Батькивщина" представляет собой последний, изрядно потрепанный бастион оранжевой команды образца 2004 года. Естественно, тут нет Ющенко, но зато "полевые командиры Майдана", да и вся первая пятерка блока НУНС – здесь.
Рекламное продвижение у "Объединенной оппозиции" пока слабое, хотя в 2006 и 2007 годах, да и на старте президентской кампании с маркетингом было все ок. Потом очевидно что-то сломалось. Посмотрим что будет дальше – прошел слух, что Тимошенко вмешалась и настроена переломить эту ситуацию.
Прогноз: 32% (+/-2%) 
Партия регионов
На выборах 2007 регионалы получили 34%, Виктор Янукович в первом туре президентских выборов – 35%. Но наши избиратели имеют одну хорошую привычку – "сливать" победителей на следующих выборах.
Регионалы пытаются копировать своих старших братьев из "Единой России" – зажимая в реале гражданские свободы и бомбя предпринимателей, через телевизор вливают в уши "лохторату" поток лабуды про покращення и прочие стабильные порядки.
Главный вопрос этих выборов – что важнее окажется для избирателей: противодействие наступающему авторитаризму или стабильный продпаек. Если окажется, что подачки приоритетнее, то следующих выборов может уже и не быть. Как нет их в России и Беларуси, к которым мы стремительно приближаемся.
Реклама ПР пока тоже не блещет. Ведь сваливать все на "попередников" спустя более чем два года после установления монополии на власть просто смешно, а с реальными достижениями негусто.
Прогноз: 28% (+/-2%) 
УДАР Кличко
Полностью партия называется Політична партія "УДАР (Український Демократичний Альянс за Реформи) Віталія Кличка", что хорошо ее характеризует – весь расчет сделан на популярность Виталия как спортсмена. Отсюда и "удар" и фамилия лидера в названии партии.
Виталий очевидно мечтает повторить фокус Тигипко на выборах-2010, когда "сильный лидер" сумел соблазнить своим "новым лицом" 13% избирателей. Вот только сразу же после выборов Тигипко рухнул обратно в ад, войдя в кабмин Януковича-Азарова. Надеюсь, этот фокус Виталий повторять не будет.
Реклама у "Удара" пока откровенно любительская. Невнятные месиджи и дорисованные поклонники на билбордах. Виталий говорит, что жил в Европе и видел как надо, стоило бы посмотреть и как надо проводить политические кампании.
Прогноз: 12% (+/-2%) 
Коммунистическая партия
Коммунисты – уникальная партия. Находясь фактически во власти они умудряются втюхивать своему электорату миф об оппозиционности, а блистая многотысячными часами и миллионными имениями, орать про справедливый суд над коррупционерами и прочими буржуями.
В 2007 году коммунисты набрали 5.4%, Петр Симоненко в 2010 – 3.5% голосов.
Думалось, что электорат коммунистов вымирает естественным образом, но на этих выборах они неожиданно воспряли, активно отбирая на юго-востоке голоса регионалов и собирая электорат почивших партий. А на Донбассе люди вообще похоже видят только две партии – ПР и КПУ, суммарная поддержка которых зашкаливает за 80%. Падает рейтинг регионалов – растет рейтинг коммунистов. И "чужим" здесь не место.
А вот реклама КПУ выделяется качеством. Не зря они обратились к профессиональному рекламному агентству с подозрительно капиталистическим названием. В итоге – точное попадание в болевые точки своего потенциального электората.
Прогноз: 8% (+/-1%) 
Свобода
В 2007 году партия получила 0.8%, в 2010 году Олег Тягнибок завоевал доверие 1.4% избирателей.
Осенью 2010 "Свобода" триумфально выиграла местные выборы во многих западных областях и казалось бы попадание в парламент осенью 2012 будет не сложной задачей. Но проходной барьер был увеличен с 3% до 5%, а рейтинг партии замер в районе 3%. Возможно дурную шутку сыграла та сама победа. Ведь и местная власть должна демонстрировать результаты работы.
Рекламы "Свободы" пока не видно. То ли у партии плохо с деньгами, то ли вся надежда на действия власти, которые склонят радикально настроенных националистов к поддержке Тягнибока и Ко. Первый "подарок" в виде языкового закона уже сделан. А откровения Азарова про "малороссийский язык" и прочий участившийся бред про "русский мир" оставляют партии надежду на прохождение в парламент.
Прогноз: 6% (+/-1%) 
Вперед, Наташа!
Полное название партии – Партія Наталії Королевської "Україна – Вперед". Забавно, что оба охотника за славой Тигипко внесли свои фамилии в название партии.
Так как успехи Наталии на ринге не известны, ей пришлось провернуть трансфер, уведя из-под носа пары футбольных клубов Андрея Шевченко.
Вообще Королевская самый забавный персонаж этих выборов. Грустно только, что она сохраняет шансы на прохождение в парламент.
Про рекламу партии и ее лидера написано уже столько, что повторяться смысла нет. Обращу лишь внимание, что потенциально проходной рейтинг был нажит ею во время бездействия конкурентов. По сути кампания была начата за несколько месяцев до официального старта, что вообще-то запрещено законом.
В 2009 году так же активно фальшстартанул Арсений Яценюк, быстро набрав поддержку около 15%. Но когда в борьбу включились конкуренты, рейтинг сдулся до 7%.
Думается, нечто подобное произойдет и с рейтингом Наталии Королевской, человека и партии.
Прогноз: 4% (+/-1%) 
***
Про остальные партии и проекты писать не буду – никаких шансов на прохождение у них нет. Если дело принципиальное, то можно за них, конечно, голосовать. Но если вы понимаете, что основная задача этих выборов – сохранить демократию как таковую, постарайтесь осознать, что голосование за непроходные партии равнозначно тому, что вы просто выбросите свой бюллетень в мусорную корзину. Ведь голоса, отданные за партии, набравшие менее 5%, при распределении мандатов просто не учитывается.