Виталий Портников: Самолётный развод

Виталий Портников

Одно дело – построить успешную модель самолета и совсем другое – превратить самолет в товар.

Генеральный директор "Антонова" Анатолий Кива готов строить самолеты вместе с западными компаниями и предупреждает, что от этого пострадает исключительно российская авиационная промышленность. Ранее российский вице-премьер Дмитрий Рогозин предупредил, что Москва может отказаться от совместного проекта с "Антоновым" и локализует все производство "Русланов" у себя. Рогозин насмешливо спрашивал, кому в этом случае вообще будут нужны украинские самолетостроители.

В качестве объяснения причин возможного развала российско-украинского авиационного альянса Рогозин называл чисто технические осложения, но ни у кого не возникло никаких сомнений, что речь идет прежде всего о политическом давлении. Совместное строительство Ан-70 было одним из самых амбициозных проектов российско-украинского сотрудничества даже не последних лет, а последних десятилетий. И очевидно, что накануне возможного подписания Украиной соглашения об ассоциации с Европейским Союзом для России намного важнее не останавливать украинские грузы на таможне, а пообещать отказаться от стратегического проекта.

Но еще большой вопрос, действительно ли это такой серьезный удар, как может показаться на первый взгляд. О российско-украинском авиационном сотрудничестве много говорили, но мало делали. Самое главное, чего не произошло – нет даже намека на серийное производство самолетов. То, что для западных компаний такое же привычное дело, как производство автомобилей или компьютеров, для россиян или украинцев – настоящий подвиг. Ведь одно дело – построить успешную модель самолета в количестве нескольких штук и совсем другое – превратить самолет в товар. То, что ничего подобного с отечественным самолетостроением не происходит, знает каждый, кто пользуется услугами пассажирской или грузовой авиации. Серийное производство – это уже, скорее, история: старенькие АНы советских времен все еще летают где-нибудь в странах "третьего мира" как напоминание о недавнем прошлом.

Поэтому если Дмитрию Киве действительно удастся привлечь западные компании к производству украинского самолета, это может помочь именно серийному производству Ан-70 – и тогда, учитывая уникальность украинского проекта, он действительно сможет стать событием в мировой авиации.

А конкуренции с Россией в этом случае опасаться не стоит. Даже если россияне соберут свой самолет сами, они, скорее всего, будут возить получившийся экземпляр по авиасалонам и устраивать показательные полеты – но не превратят этот экземпляр в серию для продажи. Объединение усилий российских и украинских авиастроителей было важно именно для производства, а не для громких реляций и красивых показов. И если производства все равно не получается уже столько лет – стоит ли пугать украинцев отказом от участия в проекте?