Основная черта российской пропаганды - цинизм, - британский эксперт

  Я вам показался сумасшедшим?

Вопрос угрозы российской пропаганды и методов борьбы с ней обсуждали на Капитолийском холме. Во вторник слушания на эту тему прошли в Сенатской комитете по международным отношениям.

По словам заместителя государственного секретаря США Бенджамина Зифф, пропагандистская машина обходится России в 1 миллиард 400 000 000 долларов ежегодно. В Кремле верят, что влияют своим информационным продуктом на более полумиллиарда людей в 130 странах мира, говорит Зифф.

На самом деле, на Западе, особенно в США, им нечем хвастаться, убеждает исследователь Американского Института предпринимательства Леон Арон. Реальные рейтинги «Russia Today» достаточно низкие, а существенную часть их аудитории составляют радикалы всех мастей. Но российские пропагандисты адаптируют информацию для разных стран, и чем дальше на восток, тем более возмутительной становится ложь, и тем больше эффект пропаганды, утверждает эксперт.

«Там происходит то, что известно, как военизация информации. Новости и анализ используются как средство провоцирования сильных негативных эмоций, которые ведет к ненависти, подстрекательство, и, в конце концов, к насилию», - говорит Арон, который также является одним из членов Совета директоров речи, которая наблюдает за деятельностью« Голоса Америки».

Их профессия - ложь. Как работает кремлевская пропаганда. ФОТО

Российская пропаганда особенно успешная там, где проживают российские меньшинства, многие из которых переживают реальные или мнимые обиды, говорит Арон. Вторая причина - недостаточное количество качественных источников информации,

Исследователь Института стратегических и международных исследований Хезер Конли утверждает, что влияние Кремля значительно и в странах НАТО. Вооружившись идеей защиты соотечественников за рубежом и продвижения «Русского мира», они покупают СМИ, влияют на политические партии и общественное мнение.

«Концепция соотечественника за рубежом, является очень широкой. Если вы любите Толстого, великую русскую литературу и музыку, то для них вы уже соотечественник. Конечно, там где существуют крупные общины этнических русских, как в странах Балтии, там пропаганда делает фокус на русский язык, российское гражданство. Но, например, в Болгарии, где крепкие культурные и общественные связи, они действуют через бизнес, финансовый сектор, энергетику, медиа. Различными средствами они рисуют единую картинку: Запад слаб, декадентский, доверие к нему низкая, а авторитарный режим гораздо лучше».

Основная черта русской пропаганды - цинизм, утверждает писатель, журналист и исследователь британского Института Легатум Питер Померанцев. Российские СМИ и официальные лица распространяют мнение, что нет разницы между демократией и авторитарными странами, а все страны и их правители одинаково плохи.

«Но сам цинизм в том, что они говорят, что нет разницы между правдой и ложью. Не имеет значения, что Владимир Путин сначала говорит, что в Крыму нет русских солдат, а через несколько недель заявляет, да, они там есть, потому что для россиян в целом сама идея правды не несет никакой ценности», - говорит Померанцев.

Путин: "Ни одна страна не может передвигаться по миру, захватывать тех, кого им хочется, и тащить в свои тюрьмы"

Участники фокус-групп в Восточной Европе, с которыми работал Померанцев, говорили, что они не верят никому, но истории, которые рассказывают россияне, кажутся им интересными и более эмоциональными, и именно поэтому они оказывают им предпочтение.

Питер Померанцев активно выступает, исследует и пишет о русской кампании дезинформации, которую он считает самой историей 21 века.

"В Брюсселе создали маленький отдел борьбы с дезинформацией. Там 8 человек и у них нет бюджета. Эстонцы начали что-то делать. Они создают свой канал. Те, для кого это жизненно важно, начали что-то делать. Большая работа ведется в Украине. В Молдове, я надеюсь, что-то начнется".

"Там страна оказалась на грани очень шаткой ситуации, где пропаганда играет огромную роль. Нет, я еще не вижу какого-то коллективного разума. Я вижу только какие-то отдельные действия, которые делаются людьми, которые понимают, что они на передовой".

"С другой стороны, уровень обсуждения поменялся. Мы теперь об этом говорим. Год назад я говорил о таких вещах и люди отвечали «что?». Теперь мы уже понимаем, о чём идёт речь, и есть какой-то сдвиг. По крайней мере, те вопросы, которые мне сегодня задавали, были уже точные, предметные. Меня спрашивали: «Что нам нужно делать?» Если год назад меня спрашивали, а это вообще существует или нет?», - ответил он.

«Из моих поездок в Восточную Европу я и мои коллеги всегда возвращаемся с мнением, что мы делаем недостаточно, - поделился с «Голосом Америки» своими впечатлениями от услышанного сенатор-республиканец Рон Джонсон, который председательствовал на слушаниях. - Сегодня, послушав выступления, я подумал, что не все так плохо. Рад был услышать, что «Голос Америки» остается очень важной организацией. И это важно, когда мы боремся с пропагандой Владимира Путина».

Среди решений, предложенных участниками дискуссии - создание развлекательных и документальных программ на русском языке, более активное вещание США в таких странах, как Болгария и Венгрия, поддержка небольших региональных СМИ и общественных инициатив, таких как украинский сайт StopFake.