Виталий Портников: Вагон непричастных

Виталий Портников

Наши граждане – не пассивные и не запуганные, а равнодушные, когда речь идет о фундаментальных вопросах будущего страны.

Арсений Яценюк и Юрий Луценко спустились в метро, чтобы рассказать киевлянам и гостям украинской столицы о преимуществах европейской интеграции. В качестве приложения к телевизионным шоу такая поездка действительно смотрится неплохо. В качестве реального политического действия – более чем странно. Яценюк и Луценко разговаривают с людьми, от которых сейчас решительно ничего не зависит.

Киевляне и другие украинские граждане должны были думать о своем будущем раньше – когда стали немыми свидетелями узурпации власти, перекройки Конституции, избирательного правосудия…Но за все время правления Виктора Януковича мы видели всего один масштабный протест – "предпринимательский" майдан: то есть когда речь зашла о прибыли, о интересе, якобы пассивные и запуганные граждане быстренько организовались и даже добились от власти временных уступок.

Так что наши граждане – не пассивные и не запуганные, а равнодушные, когда речь идет о фундаментальных вопросах будущего страны. Если, конечно, это будущее никак не связано с тем самым сиюминутным интересом – у нас это еще любят называть борьбой за выживание. Но, как бы не называть равнодушие, а оно привело к весьма простым последствиям. Сегодня европейское будущее Украины – и вообще ее будущее – не зависят от пассажиров вагона столичного метрополитена, даже если в этом вагоне окажутся лидеры оппозиции. И даже если в вагоне поедут премьер-министр или министр иностранных дел, ситуация не сильно изменится – это все равно будет вагон непричастных.

А причастным к решению вопроса европейской интеграции, как это обычно и бывает в классических авторитарных странах, остается один-единственный человек – тот, кто принимает решения, президент Украины Виктор Янукович. Вот решит он вопрос об освобождении своей заложницы, Юлии Тимошенко – будет ассоциация. Не решит – не будет, сколько в метро не езди. А пока все мы в заложниках у его левой ноги. И всем нам, по идее, нужно было бы не в метро, а в Межигорье – с добрым советом и объяснением преимуществ европейской интеграции.

Но только ж никто не поедет. Мы все больше по своим делам, по акциям, по международным конференциям – как белки в бессмысленном колесе, которое уже почти и не крутится, но все еще кажется нам самым надежным транспортом.