Почему целевые санкции ЕС против Беларуси не сработают - Politico

 

Президент Александр Лукашенко знает, что ему просто нужно подождать, пока настроение снова не изменится.

 

Мария Садовская-Комлач - белорусский журналист и координатор программ Free Press Unlimited.

Нет оснований полагать, что целенаправленные санкции решат проблему в Беларуси.

Почти каждое голосование в Беларуси с 1996 года сопровождалось санкциями ЕС - и тем не менее репрессивный режим президента Александра Лукашенко остается в силе, снова применяя насилие, чтобы сорвать выборы.

Поскольку Европейский совет снова обращается к тому же сценарию, стоит задуматься о том, почему целевые санкции не привели к реальным политическим изменениям в Беларуси - и почему они вряд ли помогут миллионам белорусов, призвавшим человека, когда-то известного как «европеец». последний диктатор »уйти в отставку.

Европейский Союз впервые приостановил двусторонние отношения и прекратил международную помощь Беларуси в 1997 году, после того как Лукашенко распустил парламент и использовал референдум, чтобы предоставить своему президенту почти неограниченные полномочия.

Но когда в 2004 году к ЕС присоединились новые страны-члены, большая часть помощи была восстановлена, и двусторонние контакты на министерском уровне постепенно возобновились , и Беларусь стала членом Инициативы европейского соседства.

Этот шаблон - репрессии, санкции, сближение, ослабление - продолжает повторяться по сей день.

Когда ЕС снял запрет на иностранную помощь, в 2004 году был введен первый раунд целенаправленных санкций . Эти преследуемые должностные лица, предположительно связанные с исчезновением политиков и журналиста, были позже распространены на лиц, причастных к фальсификации выборов и репрессивным мерам против оппозиции . Были обещаны дополнительные санкции, если Беларусь не проведет в 2006 году свободные и справедливые выборы.

Эти выборы, конечно, не были ни свободными, ни справедливыми, и ЕС расширил свой список лиц, на которых распространяется визовые санкции, до десятков человек. Он также ввел замораживание активов в партнерстве с США. Но затем, после вторжения России в Грузию в 2008 году, ЕС приостановил действие некоторых своих санкций в попытке сблизить Беларусь с Западом.

Самая большая надежда на мирную передачу власти - или, по крайней мере, на цивилизованный диалог между Лукашенко и его основными соперниками - возникла в преддверии президентских выборов 2010 года.

Незадолго до голосования Лукашенко принял министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского и его немецкого коллегу Гидо Вестервелле. Эти двое мужчин предположили, что Беларусь получит  помощь в размере около 3 миллиардов евро, если она привержена демократическим реформам.

Гамбит не сработал. В преддверии выборов были избиты, арестованы и запуганы. Два  кандидата в президенты  были брошены в тюрьму вместе с сотнями других. Власти продолжали арестовывать мирных демонстрантов в течение нескольких месяцев, поскольку трехкратная девальвация белорусского рубля в январе 2011 года вызвала  так называемые молчаливые протесты  по всей стране.

В очередной раз ЕС обратился к своей знакомой игре. Различным санкциям подверглись более 220 человек и организаций  , в том числе Лукашенко и его сыновья, а также государственные чиновники, судьи, сотрудники милиции, причастные к насилию, бизнесмены, предположительно близкие к режиму, и представители государственных СМИ.

Ответ Лукашенко: больше арестов, в том числе политзаключенных, и ужесточение ограничений на свободные СМИ. Он знал, что все, что ему нужно сделать, - это дождаться изменения настроения среди лидеров ЕС.

Долго ждать ему не пришлось. После относительно мирных президентских выборов 2015 года, которые, по мнению наблюдателей, не соответствовали  международным стандартам , Лукашенко освободил некоторых политических заключенных, и санкции были быстро отменены.

ЕС  объявил, что будет проводить политику «критического взаимодействия», признавая «конструктивную» роль, которую Беларусь играет в регионе. «Это решение не основано на иллюзии, что Беларусь меняется в одночасье», - сказал министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

Как показали события, он был прав. Лукашенко не только остается у власти; у него есть веские основания полагать, что он может продолжать действовать безнаказанно, несмотря на новый раунд санкций.

Во-первых, он знает стратегическое значение Беларуси. Когда Россия аннексировала Крым и поддержала сепаратистов на востоке Украины, он поспешил предложить Беларусь в качестве дома для мирного процесса. Те же лидеры ЕС, которые раньше осуждали его жестокие репрессии, приезжали навестить его в недавно построенном президентском дворце в азиатском стиле, где, как сообщается, им подали «ужасные бутерброды ».

Белорусский президент также рассчитывает на то, что ряд членов ЕС, в  том числе Нидерланды , выступят против мер, которые могут нанести ущерб населению в целом. А поскольку большая часть населения занята государством, вероятность того, что крупные государственные предприятия потеряют свои рынки в ЕС, мала. Доходы Лукашенко от торговли продолжат поступать, и если они прервутся, ЕС обвинят в причинении вреда «простому народу» в Беларуси.

Россия также доказала свою готовность поддержать Лукашенко. Как сообщил в 2015 году Институт исследований безопасности ЕС  : «Факторы, которые обычно усиливают воздействие санкций, начиная со значительных объемов двусторонней торговли и инвестиций, компенсируются субсидиями Москвы (включая дешевую энергию)».

Наконец, Лукашенко знает, что ЕС редко сопровождает целевые санкции значимой поддержкой людей, которые осмеливаются протестовать против его правления.

Европейский фонд за демократию  - создано в 2013 году с целью никогда не позволит медленную реакцию ЕС  на случаи как арабская весна или на выборах 2010 года в Беларуси - промолчал, кроме одного твит его директором, в течение 10 дней , как Лукашенко расправился с политическими протестующими. Это является явным сигналом безразличия протестующим, многие из которых зависят от государства в плане своей ежедневной заработной платы и опасаются за безопасность своих семей.

Есть также основания полагать, что на этот раз адресные санкции окажутся еще менее эффективными.

Правила COVID-19 уже не позволяют сотням тысяч белорусов бежать, даже временно, в страны ЕС, если только отдельные страны-члены не проведут специального рассмотрения их случаев ( Литва  и  Польша  предпринимают осторожные шаги в направлении введения такой процедуры, но ЕС в целом нет). Это позволяет властям утверждать, что не только официальные лица режима нежелательны в ЕС.

Кроме того, есть факт, что белорусские чиновники привыкли, что их включают (и снимают) в санкционные списки.

Возьмем, к примеру, Лидию Ермошину, давнюю главу Центризбиркома. В 2008 году, когда ее спросили о ее неспособности поехать в Европу, она сказала,  что мечтала прочитать Хемингуэя  на парижской террасе. Двенадцать лет спустя, когда в июле ее спросили о перспективе того, что ей снова запретят въезд в Европу, она  пренебрежительно отреагировала .

«Я уже была в Париже», - сказала она, добавив, что для нее «главное - это свобода духа, а не свобода передвижения».

Во всяком случае, после смерти сына, по ее словам, она посещает только русскоязычные страны.